Под оползнями специалисты понимают смещение (скольжение) массы грунта
вниз по склону из-за потери устойчивости. К этому опасному природному
явлению относят обвалы, камнепады и селевые потоки в речном русле,
обрушение берегов и эрозию откосов, естественное движение осадочных
горных пород. Оползни бывают и подводные, и вызванные ошибками дорожного
строительства.
В 2011-м и начале 2012-го года прошла серия оползней в Краснодарском
крае, в том числе в зоне строительства объектов Олимпиады-2014. В
частности, в феврале этого года в районе поселка Водопадный из-за
оползня было приостановлено движение поездов. В марте гигантский
оползень повредил 35 жилых домов в селе Барановка под Сочи. А из-за
повреждения газопровода «Север – Юг» был временно прекращен транзит газа
из России в Армению. Также в марте в Грузии от схода оползней
пострадало более трехсот семей. Серьезные оползни за прошедший год
произошли в Армении, Украине, Италии, Бразилии, Перу, Мексике, Колумбии,
Китае и других странах.
Специалисты Государственного института проектирования объектов на речном
транспорте («Гипроречтранс», Москва) разработали серию
«противооползневых» компьютерных программ, с помощью которых с
высочайшей точностью можно вести расчеты устойчивости грунта и
проектировать эффективную защиту опасных зон. В основу отечественной
разработки легли исследования более 1000 опасных склонов.
Область применения новой технологии необычайно широка: склоны самой
разной конфигурации, специфические грунты – просадочные, насыпные,
набухающие, многолетнемерзлые, заторфованные, сейсмоопасные области,
зоны с подтоплением и высоким уровнем грунтовых вод.
С помощью разработанных программ можно оценивать пригодность грунтов под
строительство зданий, башен, мачт и опор линий электропередач,
автомобильных и железных дорог, возведения плотин, шлюзов, водозаборов,
набережных и укреплений берегов, подводных тоннелей для трубопроводов и
линий связи, крепления откосов и склонов.
По словам заместителя гендиректора «Гипроречтранса» Леонида Могильнера, в
качестве исходных данных для расчётов используются параметры уровня
воды в грунте и верха водоупора, то есть грунтов с низким коэффициентом
фильтрации (такие, как глина), нагрузки на поверхность зданий и
сооружений, трещиноватость, показатели сил, распределенных внутри грунта
– свай, фундаментов, анкеров, и другие. Всего при расчете учитываются
несколько десятков параметров и до тридцати инженерно-геологических
элементов, то есть слоев и вкраплений грунта.
На выходе методика дает ряд инженерных показателей, главный из которых –
коэффициент устойчивости грунта. Если он больше единицы, то грунт
считается надежным, оползни ему не грозят, и здесь можно свободно
строить объекты. Если же этот коэффициент меньше единицы, то грунт
неустойчив и требует дополнительной инженерной защиты. При этом
максимальная погрешность расчетов составляет не более 2%, что
превосходит известные мировые аналоги.
Технология прогнозов оползневой активности, разработанная в
«Гипроречтрансе», уже опробована в нескольких проектах. Например,
проведена экспертиза оползневых подвижек склона в Серебряном бору в
Москве. Оказалось, что причиной опасного явления стали недопустимые
воздействия на грунт в окрестностях оползнеопасного участка при
строительстве Живописного моста. С использованием новой методики
спроектирован и построен подводный переход напорного нефтепровода
протяженностью 2,2 км под рекой Камой в 40 км от Елабуги. При этом
крутизна склона, где он расположен, достигает 38о.
Технология «Гипроречтранса» была использована и на Дальнем Востоке для
оптимизации конструкций сооружений на нефтегазовом месторождении
Аркутун-Даги (проект «Сахалин-1»). В условиях вечной мерзлоты дана
оценка устойчивости склона при прокладке газопровода на полуострове
Ямал, для которого определили условия безопасной эксплуатации.
Оползневую активность зачастую провоцируют неграмотное проектирование,
строительство и эксплуатация объектов. Как сообщил один из разработчиков
программ Владимир Даревский, в его институте прогнозировали оседание
грунта под жилым комплексом на Минской улице в юго-западной части
Москвы. Однако застройщики им не вняли, и в ходе строительства этот
прогноз, к несчастью, реализовался. В итоге в течение четырех лет
комплекс стоял незаселенным – пришлось усиливать опоры зданий и
проводить другие экстренные инженерные мероприятия.
На снимках – недавние оползни на территории Краснодарского края.
Автор: Сергей Смирнов
Источник: www.nkj.ru
|