Сегодня- 9 февраля 2014-
исполняется ровно 69 лет, как обычный советский летчик Михаил Девятаев
совершил невероятное и стал, по сути, одним из ключевых факторов победы в
Великой Отечественной Войне. Немецкий бомбардировщик Heinkel He 111 в полёте. Находясь в плену, он угнал секретный
фашистский бомбардировщик вместе с системой управления для первой в мире
крылатой ракеты Фау. Этими ракетами Вермахт планировал дистанционно
уничтожить Лондон и Нью-Йорк, а затем стереть с лица земли Москву. Но
пленник Девятаев оказался способен в одиночку помешать этому плану
сбыться.
-
Исход Второй мировой войны, возможно, был бы совершенно другим, если
бы не героизм и отчаянное мужество одного мордвинца1 по имени Михаил
Девятаев, который попал в плен и оказался среди тех немногих, кто
выдержал нечеловеческие условия фашистского концлагеря. 8 февраля 1945
года он вместе с девятью другими советскими пленными угнал новейший
бомбардировщик Хейнкель-1111 с интегрированной системой радиоуправления и
целеуказания от секретной крылатой ракеты большой дальности Фау-2 на
борту. Это была первая баллистическая крылатая ракета в мире, которая
была способна с вероятностью, близкой к 100%, достигать цели на
расстоянии до 1500 км и уничтожать целы города. Первой целью был намечен
Лондон.
-
В Балтийском море на линии к северу от Берлина есть островок Узедом.
На западной его оконечности располагалась секретная база Пенемюнде. Ее
называли "заповедником Геринга". Тут испытывались новейшие самолеты и
тут же располагался секретный ракетный центр, возглавляемый Вернером фон
Брауном. С десяти стартовых площадок, расположенных вдоль побережья,
ночами, оставляя огненные языки, уходили в небо "Фау-2". Этим оружием
фашисты надеялись дотянуться аж до Нью-Йорка. Но весной 45-го им важно
было терроризировать более близкую точку - Лондон. Однако серийная
"Фау-1" пролетала всего лишь 325 километров. С потерей стартовой базы на
западе крылатую ракету стали запускать с Пенемюнде. Отсюда до Лондона
более тысячи километров. Ракету поднимали на самолете и запускали уже
над морем.
-
Авиационное подразделение, осуществлявшее испытания новейшей техники,
возглавлял тридцатитрехлетний ас Карл Хайнц Грауденц. За его плечами
было много военных заслуг, отмеченных гитлеровскими наградами. Десятки
"Хейнкелей", "Юнкерсов", "Мессершмиттов" сверхсекретного подразделения
участвовали в лихорадочной работе на Пенемюнде. В испытаниях участвовал
сам Грауденц. Он летал на "Хейнкеле-111", имевшем вензель "Г. А." -
"Густав Антон". База тщательно охранялась истребителями и зенитками ПВО,
а также службой СС. 8 февраля 1945 года был обычным, напряженным
днем. Обер-лейтенант Грауденц, наскоро пообедав в столовой, приводил в
порядок в своем кабинете полетные документы. Внезапно зазвонил телефон:
Кто это у тебя взлетел, как ворона? - услышал Грауденц грубоватый голос
начальника ПВО. - У меня никто не взлетал... - Не взлетал... Я сам видел
в бинокль - взлетел кое-как "Густав Антон". - Заведите себе другой
бинокль, посильнее, - вспылил Грауденц. - Мой "Густав Антон" стоит с
зачехленными моторами. Взлететь на нем могу только я. Может быть,
самолеты у нас летают уже без пилотов? - Вы поглядите-ка лучше, на месте
ли "Густав Антон"...
-
Обер-лейтенант Грауденц прыгнул в автомобиль и через две минуты был
на стоянке своего самолета. Чехлы от моторов и тележка с аккумуляторами -
это все, что увидел оцепеневший ас. "Поднять истребители! Поднять все,
что можно! Догнать и сбить!"... Через час самолеты вернулись ни с чем.
С дрожью в желудке Грауденц пошел к телефону доложить в Берлин о
случившемся. Геринг, узнав о ЧП на секретнейшей базе, топал ногами -
"виновных повесить!". 13 февраля Геринг и Борман прилетели на
Пенемюнде... Голова Карла Хайнца Грауденца уцелела. Возможно, вспомнили о
прежних заслугах аса, но, скорее всего, ярость Геринга была смягчена
спасительной ложью: "Самолет догнали над морем и сбили". Кто угнал
самолет? Первое, что приходило на ум Грауденцу, "том-ми"... Англичан
беспокоила база, с которой летали "Фау". Наверное, их агент. Но в
капонире - земляном укрытии для самолетов, близ которого находился
угнанный "Хейнкель", нашли убитым охранника группы военнопленных. Они в
тот день засыпали воронки от бомб. Срочное построение в лагере сразу же
показало: десяти узников не хватает. Все они были русскими. А через день
служба СС доложила: один из бежавших вовсе не учитель Григорий
Никитенко, а летчик Михаил Девятаев.
-
Михаил приземлился в Польше за линией фронта, добрался до
командования, передал самолет с секретным оборудованием, доложил обо
всем увиденном в немецком плену и, таким образом, предопределил судьбу
секретной ракетной программы Рейха и ход всей войны. До 2001 года Михаил
Петрович не имел права рассказать даже о том, что к званию Героя
Советского Союза его представил конструктор советских ракет С.П.
Королев. И что его побег с ракетной базы Пенемюнде 8 февраля 1945 г.
позволил советскому командованию узнать точные координаты стартовых
площадок ФАУ-2 и разбомбить не только их, но и подземные цеха по
производству «грязной» урановой бомбы. Это была последняя надежда
Гитлера на продолжение Второй мировой войны до полного уничтожения всей
цивилизации. Летчик рассказал: «Аэропорт на острове был ложный. На нём
выставили фанерные макеты. Американцы и англичане бомбили их. Когда я
прилетел и рассказал об этом генерал-лейтенанту 61-й армии Белову, он
ахнул и схватился за голову! Я объяснил, что надо пролететь 200 м от
берега моря, где в лесу скрыт настоящий аэродром. Его закрывали деревья
на специальных передвижных колясках. Вот почему его не могли обнаружить.
А ведь на нём было около 3,5 тыс. немцев и 13 установок «Фау-1» и
«Фау-2».
-
Главное же в этой истории не сам факт, что с особо охраняемой
секретной базы фашистов изможденные советские пленные из концлагеря
угнали военный новейший самолет и достигли «своих», чтобы спастись самим
и доложить все что удалось увидеть у врага. Главным был факт, что
угнанный самолет Не-111 был… пультом управления ракетой ФАУ-2 –
разработанной в Германии первой в мире крылатой ракеты дальнего радиуса
действия. Михаил Петрович в своей книге «Побег из ада» публикует
воспоминания очевидца побега Курта Шанпа, который в тот день был одним
из часовых на базе Пенемюнде: «Был подготовлен последний пробный старт
V-2 («Фау-2»)… В это время совсем неожиданно с западного аэродрома
поднялся какой-то самолёт… Когда он оказался уже над морем, с рампы
поднялся ракетный снаряд V-2. …в самолёте, который был предоставлен в
распоряжение доктора Штейнгофа, бежали русские военнопленные».
-
Девятаев потом рассказал: «На самолете был радиоприёмник, чтобы
задавать курс ракете «Фау-2». Самолёт летел сверху и по радиосвязи
направлял ракету. У нас тогда ничего подобного не было. Я, пытаясь
взлететь, случайно нажал кнопку старта ракеты. Потому она и полетела в
море».
Опубликовано: 9 февраля, 19:21
Источник.
|