"Если, по вашему
мнению, безопасность полётов обходится слишком дорого, значит, Вы не знаете,
что такое лётное происшествие."
Международная
организация гражданской авиации ИКАО.
Смерть в
авиакатастрофах.
Несмотря на
многочисленные жертвы, авиация развивалась, и наступил момент, когда появились
коммерческие рейсы. На борт самолетов стали подниматься пассажиры с билетами. К
сожалению, для многих этот билет превращался в пропуск на тот свет. Этому
способствовало как техническое несовершенство самолетов, так и малый опыт
организации воздушного движения: диспетчерской и других служб.
С переходом авиации
на самолеты с реактивными двигателями шансы погибнуть в авиакатастрофе у
воздушных путешественников значительно уменьшились. Скажем, в начале 1960-х гг.
вероятность гибели для авиапассажиров составляла 1 на 100 тысяч. Сегодня, у
тех, кто летает реактивными лайнерами, шанс встретиться со смертью равен 1 на
500 тысяч. Тем не менее этот шанс достаточно реальный. Например, в 1989 г.
произошло 51 летное происшествие с пассажирскими коммерческими самолетами, в
которых погибли 1450 человек (сюда не включены случаи гибели, связанные с
террористическими актами). Всего же в 1980-х гг. в авиакатастрофах ежегодно
погибали в среднем 600 человек.
Увеличение в
последние годы числа катастроф и соответственно смертей связано с резким
увеличением объема воздушных перевозок во всем мире. Вот очередной парадокс
технического прогресса: полеты становятся все безопаснее, но в абсолютных
цифрах число погибших увеличивается.
Проанализировав
характер авиакатастроф, происходящих в наше время, лондонский
"Экономист" приводит следующую характеристику летных происшествий:
при разгоне происходит 18 процентов аварий, при взлете 11 процентов, при наборе
высоты - 7 процентов, при горизонтальном полете - 5 процентов, при последующем
снижении - 3 процента, при заходе на посадку - 12 процентов, при посадке - 16
процентов и, наконец, при приземлении - 25 процентов. Почти половина
пассажиров, погибших в катастрофах реактивных лайнеров в 1981-1990 гг.,
лишились жизни в самолете, который врезался в землю.
Бывают и
поразительные случаи - например, с самолетом турецкой компании
"Дуглас-10", когда из-за плохо закрытого люка потоком воздуха
(следствие перепада давления) из авиалайнера вытянуло 20 человек. Даже если
разгерметизация происходит на небольшой высоте, это создает значительные
проблемы, а на высотах порядка 10 тысяч метров взрывная декомпрессия приводит к
тому, что лопаются барабанные перепонки, людей вырывает вместе с креслами...
Основные причины
гибели гражданских самолетов в наше время таковы: технические неполадки, ошибки
пилотов, ошибки авиадиспетчеров, международный терроризм, роковые случайности
(столкновение с птицами, попадание молнии и т.д.).
На счет ошибок
пилотов западные эксперты относят большую часть всех летных происшествий. Не
всегда ошибка пилота - это его собственная вина. К неправильным действиям может
подтолкнуть множество факторов - начиная с неудобной компоновки кабины пилота и
кончая сбивающими с толку указаниями диспетчеров.
Вот лишь краткий
перечень аварий самолетов, происшедших в СССР в конце 1970-х - начале 1980-х
гг. по вине авиадиспетчеров.
11 августа 1979 г. -
столкновение на высоте 8400 метров двух самолетов Ту-134, выполнявших рейсовые
полеты, в районе Днепродзержинска. Все пассажиры и экипажи (178 человек)
погибли.
12 июня 1980 г. - при
заходе на посадку в аэропорту Душанбе столкнулся с горой Як-40. Экипаж и
пассажиры погибли.
24 августа 1981 г. -
в районе Завитинска на высоте 5400 метров Ан-24, выполнявший рейсовый полет с
пассажирами на борту, столкнулся с военным самолетом Ту-16. Чудом осталась жива
одна пассажирка.
18 октября 1981 г. -
в районе аэродрома Железиогорска столкнулись вертолет Ми-8 и рейсовый самолет
Як-40. Все пассажиры и экипажи погибли.
30 августа 1983 г. -
при заходе на посадку столкнулся с горой, разрушился и сгорел са- полет Ту-134.
Экипаж и пассажиры погибли.
11 октября 1984 г. -
в аэропорту Омска после посадки столкнулся с двумя заправочными машинами
самолет Ту-154. Погибло 170 человек. Экипаж остался жив благодаря случайности -
заклинило двери в салон.
Все эти катастрофы,
повторяю, произошли по вине авиадиспетчеров. Но и на пилотах лежит немалая доля
вины. Исследование, проведенное специалистами компании "Боинг",
показало, что 65 процентов всех летных происшествий в реактивной транспортной
авиации с 1959 по 1986 г. произошло из-за ошибок, совершенных членами экипажей
самолетов.
Приведу примеры
роковых ошибок пилотов. Причиной катастрофы самолета МD-80 авиа- компании
"Northwest airlines", которая произошла в августе 1987 г. и унесла
156 жизней, было то, что оба пилота забыли привести в действие закрылки и
предкрылки. А ведь эта операция - неотъемлемая часть управления полетом!
Другой пример. В 1972
г. ночью в районе Флорида - Эверглейдс разбился широкофюзеляжный самолет L-1011
компании "Eastern Airlines", погибли 100 человек. Причиной же было
то, что лампочка, указывающая положение шасси, не загорелась, и все три члена
экипажа, забыв об остальном, углубились в решение этой проблемы. Расследование
катастрофы показало, что лампочка всего лишь навсего перегорела. Сохранившаяся
в "черном ящике" магнитофонная запись беседы летчиков показывает, что
никто из них не заметил, что автопилот отключился, самолет начал постепенно
снижаться и в конце концов врезался в землю.
Случайные причины тоже
вносят свою трагическую лепту в список аварий летательных аппаратов. 2 июля
1991 г. в районе Тувы (СССР) разбился вертолет, двигатель которого отказал
из-за попадания грозового разряда; погибли 13 человек.
Мировой рекорд по
числу жертв в авиакатастрофе установлен 27 марта 1977 г., когда в районе
Тенерифа столкнулись два авиалайнера "Боинг-747" компаний
"Пан-Америка" и КЛМ. Погибли 583 человека. В "одиночном
разряде" высшее достижение также принадлежит "Боингу-747", на
этот раз компании JAL. Он разбился близ Токио 12 августа 1985 г., унеся жизни
520 пассажиров и членов экипажа. Рекордное количество погибших в авиакатастрофе
в СССР - 200 человек. Они летели на авиалайнере Ту-154, который разбился 10
июля 1985 г. в районе Учкудука (пустыня Кызылкум). Рекордное количество
погибших при аварии вертолета - 38 человек (Ми-6, 3 января,1984 г., район
Новоаганска в Ханты-Мансийском автономном округе Якутии).
А вот еще несколько
свежих примеров авиакатастроф. 17 ноября 1990 г. из-за неправильной оценки
высоты недалеко от Цюриха разбился о лесистый склон горы самолет DS-9 компании
"Alitalia". Среди его обломков спасатели обнаружили 46 погибших.
19 ноября 1990 г. в
Каракумах потерпел катастрофу советский вертолет Ми-8, погибли 15 человек.
5 декабря 1990 г. в
Кении разбился "Боинг-747", никто из пассажиров и членов экипажа не
уцелел.
23 марта 1991 г. упал
советский самолет Ан-24, следовавший рейсом Ташкент - Навои; на его борту
находились 54 пассажира и 4 члена экипажа.
В мае 1991 г.
следовавший из Бангкока в Вену "Боинг-767" австрийской авиакомпании
"Лауда-эйр" через 20 минут после взлета рухнул в джунгли в 160
километрах к северо-западу от столицы Таиланда. Все 213 пассажиров и 10 членов
экипажа погибли. Неизвестный, позвонивший вскоре после трагедии в венский
аэропорт, сказал, что самолет погиб по ошибке - бомба предназначалась для
авиалайнера американской компании "Юнайтед эйрлайнз". Но позднее
специалисты обнаружили подлинную причину катастрофы. Один из двигателей
"боинга" внезапно "взбесился" и начал работать на реверс,
производя обратную тягу - как для торможения при посадке. Это произошло из-за
неисправности вентиля - детали размером в спичечный коробок.
23 мая 1991 г. в
момент катастрофы пассажирского лайнера Ту-154, летевшего из Сухуми в
Ленинград, погибли 11 человек - во время захода на посадку при скорости 280
километров в час приземлявшийся самолет переломился, хвостовая часть оторвалась.
16 августа 1991 г. в
Индии потерпел катастрофу "Боинг-737", унеся жизни 69 пассажиров и 6
членов экипажа.
26 ноября 1991 г. при
заходе на посадку разбился самолет Ан-24, совершавший рейс по маршруту
Нижневартовск - Бугульма. Погибли 33 пассажира и 4 члена экипажа.
22 декабря в Германии
разбился самолет "дуглас" авиакомпании "Классик уингз", из
30 человек, находившихся на борту, 27 погибли.
По данным шведского
журнала "Актюэль сэкерхет" ("Актуальная безопасность"),
самая опасная авиакомпания мира - советский Аэрофлот. На миллион полетов у
Аэрофлота приходится 18,62 катастрофы. На втором месте в этом печальном
соревновании авиакомпании Тайваня - 11,73 катастрофы на миллион полетов. Затем
следуют Египет (11,6), Индия (10,74), Турция (10,09), Китай (8,7), Филиппины
(8,59), Южная Корея (8,56) и Польша (6,14). А самой безопасной считается
американская компания "South-West", у которой за 1800 тысяч полетов
не произошло ни одной катастрофы.
Тем не менее в США
происходит не так уж мало авиакатастроф, хотя год на год не приходится.
Например, в 1987 г. в этой стране в 4 авиакатастрофах погиб 231 человек, а в
1980 и 1986 гг. катастроф не было вообще.
А вот данные о
жертвах авиакатастроф в СССР за период с 1980 по 1989 г.
1980 г.- 30
авиакатастроф, погибли 268 человек.
1981 г.- 29 авиакатастроф, погибли 395 человек.
1982 г.-29 авиакатастроф, погиб 371 человек.
1983 г.- 21 авиакатастрофа, погибли 222 человека.
1984 г.- 20 авиакатастроф, погибли 380 человек.
1985 г.- 23 авиакатастрофы, погибли 404 человека.
1986 г.- 29 авиакатастроф, погибли 324 человека.
1987 г.-13 авиакатастроф, погибли 47 человек.
1988 г.- 16 авиакатастроф, погибли 115 человек.
1989 г.- 23 авиакатастрофы, погибли 98 человек.
Итого за 10 лет 233 катастрофы, 2624 жертвы.
К сожалению, в ряде случаев гибель самолетов происходит из-за политических
амбиций идеологического противостояния различных государств. В 1991 г. СССР
признал, что 13 июня 1952 г. советским истребителем был сбит над международными
водами шведский самолет ДС-2 (почти 40 лет Министерство обороны утверждало, что
шведы нарушили воздушное пространство СССР). Причина, по которой истребитель
атаковал ДС-2, не совсем ясна-то ли это был приказ командования, то ли у
советского летчика не выдержали нервы.
Так же памятна
история с южнокорейским "Боингом-747" (КАЛ-007), сбитым над
территорией СССР в ночь с 31 августа на 1 сентября 1983 г. Сейчас уже не столь важно,
случайно или преднамеренно сбились с курса его пилоты. Никто не вернет жизни
269 погибших тогда пассажиров и членов экипажа.
Впрочем, США,
клеймившие Советский Союз за сбитый самолет, и здесь не отстали от своего
вечного соперника. В июле 1988 г. ракетами, по ошибке выпущенными американским
крейсером "Винсеннес", над Персидским заливом был сбит иранский
пассажирский самолет, в результате чего погибли 298 человек. После этого
инцидента газета "Вашингтон таймс" сообщила о брифинге, на котором
высокопоставленные официальные лица высказали мнение о том, что коренная
причина катастрофы, возможно, заключается в ошибке бортового компьютера
крейсера. Это может означать, что пассажиры и экипаж иранского авиалайнера
стали первыми жертвами "искусственного интеллекта", когда компьютеры
не ограничиваются наблюдением за обстановкой, но и делают выводы, а также дают
людям рекомендации.
Восемью годами раньше
боевой ракетой класса "воздух - воздух" в районе острова Устика был
сбит итальянский пассажирский самолет DS-9. Случилось это 27 июня 1980 г. На
самолете находился 81 человек, все они погибли. До сих пор идут споры о том,
кто выпустил злополучную ракету. Существуют документальные свидетельства, что
за 14 минут до гибели ДС-9 с военной базы в Сигонелле взлетел военный самолете
бортовым номером НАВИ-61206, однако командование США и НАТО утверждают, что в
тот вечер в 20 часов 59 минут в зоне Средиземноморья не находился ни один
боевой самолет.
Особое место в
перечне причин гибели самолетов занимает международный терроризм. Примеры?
Сколько угодно.
Май 1973 г.
Самодельное взрывное
устройство внезапно сработало в руках угонщика Чингиза Рзаева, который требовал
от экипажа самолета Ту-104 (рейс Москва - Чита) лететь в Китай. Итог - 81
жертва.
Октябрь 1976 г.
На борту самолету
компании "Кубана де авиасьон", направлявшегося на Кубу, взорвались
две пластиковые бомбы; погибли 73 человека.
Июнь 1985 г.
В небе над Атлантикой
на высоте 10 тысяч метров взорвался "Боинг-747" компании "Эйр
Индиа" погибло 328 человек.
В 1988 г. над Локбери (Шотландия) взорвался "боинг" американской
компании "Пан-Ам", а в 1989 г. над Нигером - самолет DS-10
французской авиакомпании ЮТА. Погибли соответственно 270 и 171 человек. И так
далее.
Гибель военных
самолетов в мирное время происходит едва ли не чаще, чем гражданских. Например,
в период с 1964 по 1989 г. только в одной европейской стране - Бельгии в
результате авиакатастроф королевских ВВС погибли 119 человек, из них 28
гражданских лиц.
Наша страна тоже
внесла немалый "вклад" в этот раздел статистики смертей. Напомню лишь
некоторые факты.
В 1976 г. на авиабазе
под Владивостоком один из самолетов с пилотом-новичком потерял управление и
упал, врезавшись в пассажирский автобус; погибли десять человек.
5 августа того же
года советский бомбардировщик Ту-95, возвращавшийся с Кубы в СССР, упал в океан
юго-восточнее побережья Ньюфаундленда. Все, кто был на борту, погибли.
24 декабря 1983 г.
советский бомбардировщик с двумя членами экипажа на борту потерпел аварию в
северо-восточной части ГДР, недалеко от польской границы.
В апреле 1984 г. при
аварии истребителя погибли летчики-испытатели А. Федотов и В. Зайцев.
В январе 1985 г. были
посмертно награждены шесть членов экипажа военного самолета, сумевшие отвести
падающий самолет от густонаселенного района.
16 мая 1985 г.
военный вертолет упал в море в районе Сахалина. Никто из экипажа не спасся.
10 ноября 1990 г.
трагедией закончился полет в небе Эстонии военного самолета Ту-16 -самолет
рухнул прямо у взлетной полосы, погибли все четыре члена экипажа.
26 ноября 1990 г. при
посадке в аэропорту Алма- Аты разбился военно-транспортный самолет Аи-12,
погибли 7 членов экипажа и 1 пассажир.
В ночь на 16 ноября
1991 г. при заходе на аэродром Амдермы (Крайний Север) в сложных метеоусловиях
Ан-12 задел крылом склад на 60-метровом холме, находившемся на посадочном
курсе. Крыло отвалилось, и самолет потерпел катастрофу. Погибли 14 пассажиров и
6 членов экипажа. В момент катастрофы на аэродроме не работала радиолокационная
система посадки, что является грубейшим нарушением правил безопасности.
Список
жертв авиакатастроф будет неполным, если не упомянуть некоторых знаменитостей -
французского писателя Антуана де Сент-Экзюпери, кинорежиссера Франке Индовину,
американского сенатора-миллионера Джона Хайнца, советского эстрадного пародиста
Виктора Чистякова, экс-чемпиона мира по боксу среди тяжеловесов Рокки Марчиано.
И конечно, небо
активно отнимает жизни тех, кто связан с авиацией профессионально. В
авиакатастрофах погибли знаменитый летчик Валерий Чкалов и первый космонавт
мира Юрий Гагарин.