56 лет назад, 12 апреля 1961 года, Юрий Гагарин стал первым в истории человечества космонавтом, осуществившим полёт вокруг Земли на корабле «Восток-1».
Юрий Гагарин — первый космонавт в мире.
Впервые термин «космонавтика» употребил Ари Абрамович Штернфельд, чья работа «Введение в космонавтику» была опубликована в СССР в 1937 году.
Слово «космонавт» стало применяться в официальных документах СССР с 1960 года.
Старт ракеты-носителя с космическим аппаратом «Восток» на борту был произведен с космодрома Байконур в 9 часов 7 минут.
Подготовка к старту проходила в штатном режиме. Единственная неполадка, обнаруженная уже в момент проверки герметичности люка, через который в корабль садился Гагарин — плохое прилегание крышки. В кратчайшие сроки ведущий конструктор космического аппарата (Олег Генрихович Ивановский) открутил 30 гаек с замков и поправил электрический контакт, который находился на месте прижима крышки.
Цитата из доклада Гагарина после полета.
«...было произведено закрытие люка № 1. Слышал, как его закрывают, как стучат ключами. Потом начинают люк вновь открывать. Смотрю, люк сняли. Понял, что-нибудь не в порядке. Мне Сергей Павлович [Королев] говорит: „Вы не волнуйтесь, один контакт почему-то не прижимается. Все будет нормально“. Расчетом скоро были переставлены плата, на которых установлены концевые выключатели. Все подправили и закрыли крышку люка. Все было нормально».
Перед тем как окончательно сесть в космический корабль, Юрий Гагарин поднял обе руки и попрощался с волнующимися зрителями.
Гагарин перед стартом. © РКК «Энергия»
После старта ракета-носитель «Восток» отработала в положенном режиме, однако двигатели третьей ступени выключились позже необходимого, и аппарат был выведен на нерасчетную орбиту, что впоследствии привело к посадке в нерасчетном районе.
Во время полета Юрий Гагарин протестировал простейшие задачи: он ел, пил воду, записывал свои наблюдения карандашом. Кроме того, все свои ощущения он фиксировал с помощью бортового магнитофона.
Цитата из доклада Гагарина после полета.
«Доклады осуществлял в соответствии с заданием в телеграфном и телефонном режимах. Произвел прием воды и пищи. Воду и пищу принял нормально, принимать можно. Никаких физиологических затруднений при этом я не ощущал. Чувство невесомости несколько непривычное по сравнению с земными условиями. Здесь возникает такое ощущение, как будто висишь в горизонтальном положении на ремнях, как бы находишься в подвешенном состоянии. Видимо, подогнанная плотно подвесная система оказывает давление на грудную клетку, и поэтому создается такое впечатление, что висишь. Потом привыкаешь, приспосабливаешься к этому. Никаких плохих ощущений не было.
Производил записи в бортжурнал, доклады, работал телеграфным ключом. Когда принимал пищу, пил воду, пустил планшет, и он с карандашом „плавал“ передо мной. Затем надо было мне записать очередной доклад. Взял планшет, а карандаша на месте не оказалось. Улетел куда-то. Ушко было привернуто к карандашу шурупчиком, но его, видимо, надо было или на клей поставить или потуже завернуть. Этот шуруп вывернулся, и карандаш улетел. Свернул бортжурнал и вложил в карман. Все равно не пригодится, писать же нечем».
Гагарин перед стартом. © Роскосмос
В 9:57 корабль находился над Южной Америкой, когда Юрий Гагарин сообщил на Землю:
«Полет проходит нормально, чувствую себя хорошо».
Через 23 минуты «Восток» пролетал уже над Африкой, тогда майор передал, что переносит невесомость хорошо. Через 10 минут корабль начал торможение.
Макет корабля «Восток-1». © Pline | Wikimedia Commons
Примечательно, что корабль находился на автоматическом управлении, поскольку разработчики не знали, как будет реагировать психика пилота в условиях космоса. Однако специальный код, позволяющий перевести аппарат в ручной режим, существовал и находился в специальном конверте, который нужно было вскрыть в случае необходимости уже в космосе. Правда, перед самым стартом Гагарину его все-таки сообщили.
Кабина корабля «Восток». © ИИЕТ РАН
Кабина корабля «Восток». © ИИЕТ РАН
В самом конце полета система управления корабля недобрала импульс, отсеки не разделились в штатном порядке, и перед входом в атмосферу аппарат стал беспорядочно кружиться со скоростью один оборот в секунду. В более плотных слоях атмосферы приборно - двигательный отсек все-таки смог отделиться от спускаемого аппарата.
Гагарин перед стартом. © Роскосмос
По намеченному плану Гагарин катапультировался на высоте семи километров и спустился на парашюте. Уже после приземления на скафандре не сработал клапан, который запускает наружный воздух, и космонавт едва не задохнулся.
Цитата из доклада Гагарина после полета.
«Трудно было с открытием клапана дыхания в воздухе. Получилось так, что шарик клапана, когда одевали, попал под демаскирующую оболочку. Подвесной системой было все так притянуто, что я минут 6 никак не мог его достать. Потом расстегнул демаскирующую оболочку и с помощью зеркала вытащил тросик и открыл клапан нормально».
Благодаря отличной подготовке Юрий Гагарин сумел совершить посадку не в ледяную воду, а на берег реки Волги в Саратовской области, близ города Энгельса. Поскольку космонавт приземлился в незапланированной местности, первыми людьми, которых он встретил, оказались супруга местного лесника и ее маленькая внучка. Только потом к месту посадки прибыли военные, которые отвезли Гагарина в расположение части.
Цитата из доклада Гагарина после полета.
«Вышел на пригорок, смотрю женщина с девочкой идет ко мне. Примерно метров 800 она была от меня. Я пошел навстречу, собираясь спросить, где телефон. Я к ней иду, смотрю, женщина шаги замедляет, девочка от нее отделяется и направляется назад. Я тут начал махать руками и кричать: «Свой, свой, советский, не бойтесь, не пугайтесь, идите сюда».
По телефону герой рапортовал: «Прошу передать главкому ВВС: задачу выполнил, приземлился в заданном районе, чувствую себя хорошо, ушибов и поломок нет. Гагарин».
Длительность первого в истории полета в космос составила 108 минут.
Гисметео.
|