Учёные Дальневосточного федерального университета приступают к проектам строительства экранопланов.
Экраноплан. Фото предоставлено пресс-службой Дальневосточного федерального университета
В вузе создан научно-образовательный центр (НОЦ) «Экранопланостроение», где разрабатывается первый экспериментальный образец.
Экраноплан — универсальный вид транспорта, который
совмещает в себе свойства самолёта и морского судна. Принципиальное
отличие аппарата от них заключается в эффективном движении за счёт
образования аэродинамического «экрана» — динамической воздушной подушки.
Опираясь на экран, аппарат летит, подобно самолёту, над водой,
заснеженной и ледяной поверхностью, может преодолевать мелководье и
отдельные участки суши в любое время года. Экранопланы, разрабатываемые в
Приморье, будут обладать повышенной мореходностью для регулярной
эксплуатации в морских акваториях, кроме того, они смогут совершать
кратковременные подлёты на высоту до 150 метров.
Использование экранопланов для междугороднего и межрегионального
сообщения имеет огромные перспективы для Дальнего Востока России. В
отличие от автотранспорта, самолётов и морских судов, им не нужна
дополнительная инфраструктура (дороги, мосты, причалы, аэродромы), они
могут высаживать и принимать пассажиров на необорудованном побережье,
расходуют мало топлива и более безопасны. В отличие от самолёта, под
экранопланом постоянно находится аэродром, и аппарат сможет сесть на
воду при аварийной ситуации даже при волнении.
Дальневосточная морская трасса. Фото предоставлено пресс-службой Дальневосточного федерального университета |
Учёные ДВФУ в содружестве с инженерами предприятия «Союзмортранс» и
ведущими специалистами российского экранопланостроения разработали
типоразмерный модельный ряд, рассчитанный на перевозку различного
количества пассажиров: от 16 до 110 человек. При этом базовой
модификацией считается 16-местный экраноплан со скоростью около 200
км/ч, на нём можно будет добраться из Владивостока до Большого Камня
всего за 11 минут (35 км), путь в Славянку займёт 15 минут, а в Находку –
34 минуты. При этом не потребуется строительство дорогостоящей
объездной дороги.
С учётом новых свойств и перспективных возможностей экранопланы помогут
сделать революционный качественный скачок в развитии и повышении
эффективности скоростного морского транспорта. Мы вышли на оптимальный
вариант базовой аэрогидродинамической схемы для больших и малых
экранопланов и готовы приступить к стендовым аэротрубным испытаниям и
строительству экспериментальных образцов. По проектам
«Экранофлот-Приморье» и «Экранофлот-ДВ» предполагаются местные
междугородние маршруты на Юге Приморья, а также маршруты от Владивостока
до Камчатки, Ниигаты, Сокчо, Пусана и других городов и стран.
Экономисты дают высокую оценку эффективности наших проектов, рассказал
Геннадий Федореев, генеральный директор ООО «Союзмортранс».
Скоростная транспортная система. Фото предоставлено пресс-службой Дальневосточного федерального университета |
При приблизительной рыночной стоимости одного аппарата в $800 тысяч
потенциальная прибыль до налогообложения может составить около 5 млн USD
за 11 месяцев эксплуатации по проекту «Экранофлот-Приморье»,
включающему шесть грузопассажирских маршрутных линий.
В условиях растущей потребности населения и экономики региона в
скоростных морских перевозках, использование экранопланов в качестве
альтернативного вида транспорта может принести большую пользу в Приморье
и на Дальнем Востоке. Кроме того, экранопланы могут эффективно
использоваться для спасательных операций на море, медицины катастроф,
почтовых перевозок и пограничной береговой охраны.
Информация предоставлена пресс-службой Дальневосточного федерального университета
Великая Эпоха (The Epoch Times)
|