Олег Меньшиков – народный артист России, руководитель Театра
Ермоловой, не сыгравший практически ни одной провальной роли и за каждую
получающий поровну восторгов и самой искренней ругани – известен тем,
что ненавидит давать интервью. Вынудить его сделать это можно либо
отвратительным занудством (когда проще дать, чем объяснить, почему ты
этого не хочешь), либо военной хитростью. Как это получилось у нас, мы
не скажем. «Мне нужна хорошая история и хорошая компания» – Олег, а вы действительно так не любите давать интервью? – Действительно. Терпеть не могу. Потому что... Мы уже разговариваем?
А. Почему же. Я охотно даю интервью, вдруг попадется интересный
собеседник, спрашивайте, я постараюсь быть максимально честен. – Мы со странного вопроса начнем. Вот «Цитадель» Михалкова –
она могла быть прекрасным фильмом. Если бы там был один эпизод – ваше с
ним возвращение на дачу, – и потом вот этот кусок с увязшей машиной,
когда солдаты толкают ее и засыпают. Полтора часа, камерная история,
отлично было бы. – Да из «Цитадели» могло получиться несколько отличных фильмов. Если
бы сократить «Предстояние» – а возможно, избавиться от него вовсе – и
развить до конца одну линию. Потому что сценарий был – роман в новеллах.
И, не поверите, это был очень хороший сценарий. Он мне страшно
понравился. Я потому и согласился на воскрешение Мити, потому что кино –
оно же любую условность может, да? Если мне сценарий не нравится, я
все-таки стараюсь воздерживаться. Иное дело, что собственная работа мне
нравится очень редко, то есть я могу понять, профессионально я отработал
или нет. И только. А вышло что-то сверх нормы или нет... Когда снимали первых «Утомленных», мне казалось, что все обыкновенно.
И когда Михалков мне в Лондон позвонил, серьезно сказав, – «Имей в
виду, это лучшая твоя роль», – я совершенно ему не поверил. Леонтьев там
ему помогал на съемках – и он мне после нашей сцены с Дапкунайте, грубо
говоря, в кустах, сказал тоже: ну, это... А что «это»? Я, когда брался
за эту историю, совершенно ею не горел – на то режиссер, чтобы все
видеть заранее. Когда Михалков мне пересказывал сценарий, он нарочно
засучивал рукав и говорил: «Вот! Видишь мурашки?» – мурашки так по нему и
бежали, когда он это излагал. А по мне не бежали абсолютно. Мне тогда –
и даже теперь – гораздо больше нравился сценарий «Грибоедов» Адабашьяна
с Ибрагимбековым, тоже в новеллах, напечатанный, но так и не
поставленный. Я Михалкову верю почти абсолютно, до сих пор. Еще и потому, что он не
заставляет меня читать свои подробнейшие экспликации и позволяет играть
без репетиций. Я ненавижу репетировать. У меня всегда получается только
с первого раза – или не получается ни с какого. В репетиции все
тратится. Пусть уж лучше Михалков мне показывает точки и говорит: ну,
дальше как знаешь. – Кстати! Почему у вас там, в «Цитадели», все время Митю сопровождает белая бабочка? – Наверное, чтобы я мог ее прихлопнуть: бах!
– А это зачем? – Понятия не имею. Наверное, для красоты. «Ничего себе мальчик в 52 года!» – Есть такая формула в критике: Меньшиков – крупный актер, не нашедший крупного режиссера. Вы согласны? – Нет, конечно. Как я могу соглашаться, что я крупный актер? – Вслух не можете? – И про себя не могу, насчет режиссера тоже. Я довольно уютно
чувствую себя без своего постоянного режиссера, с теми, кого Бог послал.
Наверное, я хотел бы поработать со Стрелером. Наверное, теоретически я
хотел бы сыграть у Феллини. Но они всегда были где-то, шли своими
путями, не пересекаясь со мной. И я теперь думаю: к лучшему. Постоянно
зависеть от кого-то одного, ходить с ним в связке... – Но, смотрите, какой успех вам принес «Калигула» с Фоменко! Может, надо было и дальше... – Друзья мои, где – дальше? Кто был тогда Фоменко? Это сейчас все
знают – гений. А тогда он ходил из театра в театр, предлагал, еще и не
везде выслушивали его. Я был у него восьмой или девятый Калигула. Своей
площадки не было. Нам негде было бы работать, и он вовсе не горел
желанием дальше ставить только со мной, хотя всему, что я умею, научил
меня в театре он. А в кино – Михалков и Балаян. – Но вам не обидно, что в какой-то момент вы из амплуа
блестящего мальчика так и не перепрыгнули в трагические роли, что
«Калигула» не имел продолжения? – Почему, он имел: был Нижинский, был Есенин, в кино не сказать,
чтобы сплошной Костик... Но мне обидно обратное: я заканчивал институт
как комический актер. Играл Миловзорова. Водевильные роли. Вот это мне
страшно обидно, что я недоиграл. Мне хочется оперетту сыграть, например. – Но вообще амплуа меняется у вас?
– Ребята, что такое амплуа? Это не основные роли, не количественное
их большинство. Это человеческая ваша сущность, которая заставляет к
тебе прислушаться. Это личность, которую в тебе чувствуют, личность,
имеющая право что-то зрительному залу сказать. И если ты достреливаешь
до десятого ряда, попадаешь в зрителя – то благодаря этому своему
типажу, о котором, что обидно, сам почти никогда не имеешь понятия. Он
виден только со стороны. Нонна Мордюкова какое имела амплуа? Она была трагическая Родина-мать,
а была комическая жуткая управдомша, а была мелодраматическая
крестьянка из «Родни», и за всем этим стоял огромный женский ум, который
и заставлял к ней прислушиваться. Она говорила: нет ума – порядка нема.
И кого бы она ни играла, ее слушали благодаря этому внутреннему опыту,
который зрители улавливали. – Хорошо, кто тогда этот ваш внутренний Меньшиков, который заставляет себя слушать?
– Не знаю и думать не хочу.
– Может быть, блестящий мальчик, у которого все получилось? – Ничего себе мальчик в пятьдесят два года. – Вы, кстати, не думали, почему так: актеры, начиная с
блестящих мальчиков, почти всегда потом в возрастных ролях играют
довольно противных типов? Начинает он как солнечный, обаятельный, а
потом почти всегда зверь или конформист... – Да где ж у меня звери? Но вообще – да, такая закономерность есть: в
молодости он Костик, в зрелости он Митя из НКВД или того похлеще. Ну,
наверное, потому, что наш народ инстинктивно не доверяет блеску. Если ты
в юности блещешь, значит, есть в тебе поверхностность, или пустота, или
ты классово чужд. Но если совсем серьезно – много вы видели людей,
которые сохранили бы весь этот блеск и плеск? Большинство либо
встраивается в систему, либо разрушает себя и гибнет. У Козакова перед
смертью была идея сделать сиквел «Покровских ворот», он меня пытался
этим зажечь, я не понимал: что за радость смотреть на Костика десять лет
спустя? Что от него останется? Вообще сиквел не люблю как идею. А к возрастным ролям я присматриваюсь, почему же нет. Я сейчас сыграл
тренера Тарасова в «Легенде №17», выйдет в апреле, это риск – ведь
каким мы все помним Тарасова? Ему будто никогда не было меньше сорока.
Потом Фамусова мне предложили – интересного можно Фамусова сделать,
умного, хитрого, не хуже Чацкого... Кстати, понял. Понял! Знаете, почему
блестящие мальчики вырождаются в злодеев? Потому что мало положительных
возрастных ролей, особенно в России. Сильно портится человек к
старости, жизнь такая. «Мерзавцы – они такие мерзавцы»
– Вот сыграли вы в «Статском советнике»... – Эту роль как раз не люблю совершенно, при самом добром отношении к
Филиппу Янковскому. Там нечего играть, только глаза расширять. Фандорин у
Акунина – самый служебный персонаж.
– Но вопрос-то дельный поставлен. Почему в России все
приличные люди идут в оппозицию, а мерзавцы – на государственную службу?
У вас есть ответ? – Понимаете, труднее всего сформулировать очевидные вещи. Ну а шли бы
они в оппозицию – лучше было бы? Я не могу ничего сказать, кроме того,
что мерзавцы – они такие мерзавцы... их не переделаешь... пусть идут во
власть, как в отстойник, благо она далеко от жизни... Но ведь они идут
НЕ во власть, вот в чем штука. Да. Вот это я попробую сформулировать,
хотя выйдет почти наверняка банальность. Во власть, высшую, от которой
что-то зависит, человек чаще всего попадает случайно, и это еще
спасение. Либо по наследству, как при монархии, либо случаем, фартом,
знакомством – в общем, в высшую власть еще можно попасть наудачу. А
мерзавцы – они идут в челядь. Это совсем другое, промежуточный слой. И
они туда идут не потому, что им присуща жажда власти. Жажда власти – это
Наполеон, Макиавелли, великие проекты. А у этих совсем другое – восторг
допущенности, восторг корыта! Вот это слой мерзавцев: ликование от
того, что допустили! Они туда идут не от властолюбия, а ровно наоборот –
от раболепия. – Существует особая российская – советская – актерская школа?
– Нет. Существует особый русский тип артиста, со страстью
относящегося к обучению, сделавшего себя... Но это, впрочем, везде.
Лично я очень многому научился, глядя на Герберта фон Караяна.
– Странно учиться у него актерскому мастерству. – А вы присмотритесь. Это гипноз чистый. Он, знаете, в
немецко-фашистской молодости пару раз сильно подмахнул Гитлеру. Вступил в
НСДАП. Геббельс его хвалил, статьи о нем писал. И вот у него после
войны концерт в Штатах, и музыканты не встали. Представляете? – он идет
топ-топ к пульту, и ни звука аплодисментов, ни единого вставшего
оркестранта! А дирижирует он Девятую Бетховена. И после того как он
продирижировал – в зале рев, в оркестре овация. На такое посмотришь –
многому научишься. – А нет у вас ощущения, что и вас могут заставить пару раз подмахнуть? Руководитель театра, должность такая... – Не-а. Не могут. Как только у меня возникает ситуация «или-или» –
всё, пошел. Я сюда не рвался. Я вообще уже несколько раз собирался
уходить. Другое дело, что я люблю конкретно этот театр, и если бы вы
сейчас спросили: вот, есть возможность прямо тут же уйти и сбросить с
себя все это, уйдешь? – я ответил бы: останусь. Я не верю в театр-семью,
и мне, в общем, не нужен театр-семья, потому что семья – это еще и
скандалы; я хочу, чтобы тут просто была хорошая обстановка. Но если мне
потребуется ради этого как-то изгибаться и во что-то целовать – я уйду, у
меня это недолго.
– Простите, что спрашиваем, но ваш конфликт с Догилевой разрешился как-то? – У меня нет конфликта с Догилевой. У нее есть конфликт со мной, это
очень жаль. Мы нормально общались до моего назначения в театр. После
назначения не говорили ни разу. Потом она приносит заявление об уходе.
Потом я читаю о себе всю эту ахинею, что я ее выдавил из театра... Это
все очень противно и неприятно. Звонить и выяснять отношения я не буду. «Бендер и Митя – оба воскресли после бритвы» – Говорят, у человека в жизни набирается не больше пяти,
хорошо, если шести часов полного счастья. Вы помните какие-то такие
вспышки? – Помню, конечно... Но как я вам это расскажу? Будет хвастовство.
Когда я вышел на сцену театра «Глобус» в Лондоне, а там восторженный
рев, когда нашего «Есенина» ходили смотреть Аль Пачино и Лайза Миннелли,
когда Джулия Ормонд в «Цирюльнике» мне сказала при знакомстве: «Так ты
ТОТ парень?!» – да, это было счастье. А личные моменты пусть будут при
мне. – Почему, по-вашему, ваш Бендер так обруган? Ведь сейчас пересмотреть – не самая плохая картина... – Не самая, но делать, по-хорошему, должен был Машков. Он обожает
роман, и у меня он всегда в ушах, и все мы его наизусть знали, – а
режиссер, Ульяна Шилкина, его любила недостаточно. В результате все
сделано правильно, а огня нет. Бендер в «Теленке» – ведь это совсем
другой человек, нежели в «Стульях». Он же воскрес, как Митя в
«Утомленных», и тоже будучи порезан бритвой! Так что это трагический
материал в комических обстоятельствах, мог серьезный стык получиться. Но
он, правда, еще и вышел не вовремя. – Почему нет современной драматургии?
– Да она есть, просто мы ей внушили, что ее нет, вот она и сидит
тихо, варится в собственном соку. Какая разница, в каких декорациях
происходит «Гамлет»? Что, сегодня не порвалась связь времен? Еще как!
Просто, чтобы это сделать, надо вроде Шекспира стоять на очень сильной
позиции, видеть эти времена с отдельной высокой точки – но это возможно.
Стоит подняться над, а не гнаться за, – будет драматургия. – Олег, важный личный вопрос напоследок. Женатая жизнь сильно отличается от холостой? – Очень сильно. После сорока понимаешь, что надо быть женатым. Надо,
чтобы тебе было перед кем и за кого отвечать. От кого зависеть. Перед
кем быть свиньей. – Вас и жену не смущает, что вы настолько известней и, чего уж там, старше? – Это главная трудность, наверное. Ее на многие роли не берут именно потому, что она жена Меньшикова.
– Неужели вы нажили столько врагов? – Нет, просто – зачем связываться? Но пока справляемся. Если вас интересует, позвал ли я ее в театр – нет, не позвал. – Вам много приходится играть дома и вообще в быту?
– Я жизнь положил на то, чтобы окружить себя людьми, с которыми этого не надо. Источник.
|