Завершается четырехдневный визит китайского лидера Ху Цзинь Тао в США, который стал одной из центральных тем изданий по всему миру. Примечательно, что американские СМИ комментируют его в настороженно-враждебном духе по отношению к Поднебесной.
О том, что значит этот визит для американо-китайских отношений и ситуации на планете в целом, в интервью "Правде.Ру" рассказал заместитель директора Института Дальнего Востока Сергей Лузянин.
- Это очень показательный визит в плане обсуждения ключевых вопросов глобального развития не только США и Китая, но и мировой экономики в целом, поскольку именно эти две державы оказывают на нее самое серьезное влияние.
- Многие эксперты по итогам визита товарища Ху в Америку задаются вопросом, кто кому сейчас нужнее: Китай США или наоборот?
- Вопрос этот задается сейчас не случайно, поскольку сейчас влияние Китая в мире растет. Конечно, Китай тоже заинтересован в Америке, о чем наглядно говорит тот факт, что эти державы заключили контрактов на 45 млрд долларов. Поднебесная заинтересована в технологических заимствованиях из США.
Разумеется, экономики этих двух стран взаимозависимы, но сейчас именно американцы больше зависят от китайцев. Можно условно выделить пропорции зависимости. Китайская экономика зависит от американской на 40 процентов, тогда как американская от китайской на 60 процентов.
И Штаты всё больше нуждаются в Китае. Дело в том, что сложилась такая ситуация на рынке ценных бумаг, когда именно Китай стал гарантом финансовой стабильности США, скупив американских долговых обязательств почти на полтора трлн долларов. Иными словами, судьба экономики Штатов зависит от Китая.
Кроме того, являясь государством с самыми крупными золотовалютными резервами, Китай имеет колоссальное положительное сальдо в торговле с США. Иными словами, китайцы продают американцам гораздо больше товаров. И этот дисбаланс, очевидно, в будущем будет только увеличиваться. Параллельно зависимость США от Китая будет только расти.
На руку китайцам сыграл и мировой финансовый кризис, который заметно притормозил развитие США, тогда как Китай за эти годы заметно прибавил в развитии.
- Многие в США обеспокоены тем, что в будущем КНР может оспорить их гегемонию. Насколько реален подобный сценарий?
- Сейчас Китай как раз и начинает готовиться к этому. И хотя уже сейчас китайская экономика по уровню развития находится на втором месте в мире, говорить о том, что она может сравниться с американской, еще рано. Ведь речь идет не только о количестве выпускаемой продукции, но и улучшении жизни простого человека, ему может понадобиться 20 - 30 лет.
- Уже сейчас многие эксперты говорят о том, что в будущем, по мере развития Китая, американо-китайские противоречия будут усиливаться. На каких именно "фронтах"?
- Речь идет о пяти группах противоречий: валютных, торговых (несбалансированная торговля с огромным профицитом на сотни млрд долларов в пользу Китая), гуманитарных (права человека), региональных (по корейскому вопросу, отношениям с Японией, Тайванем и т.д.), а также глобальным.
Валютные противоречия довольно остры, учитывая то, что Китай намерен в будущем не просто интернационализировать юань, но и сделать его резервной мировой валютой. А это является серьезным вызовом доллару. Американцы пытаются воздействовать на Китай, чтобы он не опускал курс своей национальной валюты, поскольку это оказывает крайне отрицательное воздействие не только на внешнюю торговлю США, но и на всю их экономику в целом. Однако тот, видя в сохранении слабого юаня выгоды для себя, практически не идет ни на какие компромиссы.
И единственным моментом, по которому американцы хоть как-то пытаются воздействовать на Пекин, это гуманитарные вопросы. Впрочем, особого влияния на него упреки за "нарушения прав человека" не оказывает.
- Насколько вероятно в будущем глобальное столкновение двух сверхдержав?
- Пока им более выгодно договариваться, чем враждовать. Это лишний раз демонстрирует визит в США Ху Цзинь Тао, и эту тенденцию мы будем наблюдать еще довольно долго. Однако противоречия между растущим Китаем и Штатами нарастают. Быстрый рост Китая автоматически подразумевает борьбу с США в сфере геополитики. Ведь Пекин не намерен следовать указаниям из Вашингтона. Так, совсем недавно США предлагали им реализовать проект "G2", согласно которому две эти державы действовали бы как основные силы на планете. Китайцы разглядели в этом американскую хитрость: те хотели просто разделить ответственность за провалы в горячих точках и втянуть Китай в тот же Афганистан.
Уже сейчас между Вашингтоном и Пекином наблюдается борьба за влияние не только в странах АТР, но и в Латинской Америке, Африке. И по мере дальнейшего развития и роста китайской экономики Поднебесная будет нуждаться в дополнительных ресурсах. Как известно, они ограничены, а значит, в отдаленной перспективе из-за этого нельзя исключать весьма серьезного противостояния. Впрочем, в ближайшие пять-семь лет ожидать какого-то серьезного конфликта между ними не стоит.
Сергей Балмасов
Источник.