Планомерно и неумолимо наступает эпоха ПОПС, политики отрицательных процентных ставок.
Граждане некоторых стран уже готовятся жить в новом дивном мире. Так, например, банк Швеции почти прямым текстом провозгласил пятилетний обратный отсчёт до полной отмены наличных денег. До того из уст весьма серьёзных игроков звучали предложения запретить крупные долларовые и евровые купюры:
http://www.zerohedge.com/news/...
Внезапная неприязнь центробанков к наличным понятна: граждане не дураки, они не будут держать тающие деньги в банках (и отдавать по 5% за хранение ежегодно), если можно будет положить деньги в домашний сейф. Собственно, ставки по депозитам на Западе уже и сейчас близки к нулю. Кое-где они даже уходят в небольшой минус:
https://aftershock.news/?q=nod...
Когда же отрицательные ставки станут правилом, хранить деньги в банках будет совсем невыгодно. Как я рассказывал недавно, японцы в ожидании неизбежного скупают сейфы: они настроены сражаться за свои деньги до последнего. Вообще, надо понимать, что введение ПОПС будет воспринято гражданами как объявление войны со стороны их властей. Граждане придут к выводу, что власти теперь играют против них, и что единственный выход для общества — уходить в финансовую партизанщину.
Немецкие банки, кстати, пока что выступают на стороне граждан. Немецкие банки отказываются играть в отрицательные процентные ставки — вместо этого банкиры начали копить у себя наличные, благо оборудованные хранилища позволяют им делать это без особых проблем:
http://www.zerohedge.com/news/...
Однако силы явно неравны: если в дом к каждому немцу прийти затруднительно, то устроить проблемы банкам-бунтовщикам для ЕЦБ задача вполне выполнимая. Немецких банкиров наверняка заставят участвовать в цепочке ПОПС: хранить деньги в облигациях ЕЦБ и платить за это положенную дань.
На этом нездоровом фоне усиливается дефицит физического золота. Россия, Китай и прочие независимые от США страны скупают золото, вассалы США вынуждены золото продавать:
https://aftershock.news/?q=nod...
На днях свой золотой запас официально исчерпала Канада. Рапортует о растущем дефиците золота и корпорация BlackRock:
http://www.vestifinance.ru/art...
http://www.zerohedge.com/news/...
Что будет дальше? Издание Financial Times предполагает, что нас ждёт полноценная валютная война: государства будут пытаться стимулировать свои экономики при помощи ПОПС таким образом, чтобы оттянуть неизбежный крах на возможно более поздний строк. Победителям достанется приз: они смогут помародёрить немного на руинах экономик проигравших. Цитирую из статьи в Financial Times:
http://www.ft.com/cms/s/0/d9bd...
Те, кто надеются на согласованные усилия по укреплению глобального роста, будут разочарованы привычной комбинацией из успокаювающих публичных заключений и закулисным торпедированием достигнутых на встрече G20 в Шанхае соглашений. Политики обязались использовать все средства — кредитно-денежные, фискальные и структурные — чтобы поддержать восстановление.
Но, на самом деле, многие из них откладывают трудные реформы в надежде, что бремя фискальной экспансии будут нести другие. Что касается кредитно-денежной политики, существует явная обеспокоенность тем, что последнее оружие в арсенале центробанков — принятие отрицательные процентных ставок (ПОПС) — может оказаться современным способом вести старомодную «разори соседа» валютную войну.
Впрочем, пока что мы наблюдаем на рынках некоторую коррекцию. Нефть начала активно расти и почти дотянулась уже до 40 долларов за баррель:
http://politrussia.com/news/ru...
Вслед за нефтью поползли наверх и американские биржи — не достигнув ещё, впрочем, той отметки, на которой ФРС США объявила в декабре о повышении ставки.
Такого рода резкий рост не обещает биржам ничего хорошего. Во-первых, стабильно растущий рынок растёт медленно — разорительные прыжки вверх и вниз характерны для кризисных периодов. Например, аналогичные мощные подъёмы можно было наблюдать во время Великой депрессии 30-х годов — тогда биржевые индексы тоже то проваливались глубоко вниз, то стремительно отрастали обратно вверх.
Во-вторых, не добавляет оптимизма и тот факт, что индекс S&P жёстко привязан сейчас к нефтяным котировкам. Сам факт такой привязки говорит о том, что экономика США тяжело больна.
Так что, коллеги, мой декабрьский прогноз пока что остаётся без изменений. Рост нефти и рост бирж скоро сменится спадом, а когда ситуация станет совсем уж грустной, ФРС США вынуждена будет развернуться на 180 градусов — признать, что в экономике США наблюдаются нерешаемые проблемы, и активировать таки ПОПС, политику отрицательных процентных ставок.
У нас, впрочем, запас прочности достаточный, чтобы спокойно наблюдать за происходящим. Если нефть продолжит рост, вырастут валютные поступления в страну. Если нефть снова направится вниз, начнутся проблемы у наших экономических конкурентов, что лишит их возможности устраивать нам разные пакости. Россию устраивают оба варианта.
Фриц Моисеевич Морген
Мировая валютная война 2016 начинается. Публикация от 16 января 2016. Прогноз.
|