Плутон возвращается в прямое движение 26 сентября 2016.
Планета Путон. NASA.
Глава 8 из книги Говард Саспортас, «Боги перемен. Боль, кризис и транзиты Урана, Нептуна и Плутона».
Транзиты Плутона. Астропсихология.
Мы рассматривали, как некоторые из наших инфантильных побуждений порождают тревогу и использование защитных механизмов для подавления этой тревоги. Однако экзистенциальные мыслители полагают, что не одни лишь непозволительные побуждения причиняют нам неудобство. Они говорят о некоторых «предельных интересах» – базовых фактах жизни, с которыми мы вынуждены встретиться в силу существования, — которые также порождают тревогу, и, следовательно, приводят в действие защитные механизмы.
Транзиты Плутона также могут лишить нас и этих защит, и потребовать стать лицом к лицу непосредственно с предельными интересами жизни.
Что это за предельные интересы, эти неизбежные «данности» существования? Ирвин Ялом в своей книге «Экзистенциальная психотерапия» соотносит их с четырьмя главными категориями: смерть, свобода, изоляция и бессмысленность (8). Мы рассмотрим их по порядку.
Транзиты Плутона. Астропсихология. Смерть. Изоляция.
Всё, что рождено, однажды умрёт. Сейчас мы живы, но однажды наше существование прекратится, и хотя смерти невозможно избежать, мы воздвигаем всевозможные защиты, чтобы не столкнуться с этим фактом. Христианство предлагает загробную жизнь, эзотерические философы верят в реинкарнацию и в сущностное бессмертие нашей души. Эти представления могут быть истинными, но многие экзистенциалисты утверждают, что подобные убеждения являются способами избежать признания окончательности смерти. Одна часть нас осознаёт неизбежность смерти, а другая часть нас всё же в ужасе от перспективы не-бытия, и желает продолжать существовать.
Мы смягчаем наш страх смерти, находя способы сделать себя «бессмертными». Идея обретения известности и вечного существования в памяти людей помогает ослабить присущие нашему эго тревоги о конечности его собственного бытия. Написание книг, создание произведений искусства, которые будут продолжать жить после того, как мы исчезнем, также удовлетворяет ту часть нас, которая жаждет бессмертия. Рождение детей представляет собой другой символический способ обеспечить нам продолжение существования: мы можем умереть, но часть нас будет продолжать жить, когда мы уйдём.
Однако, транзиты Плутона могут вынудить нас встретиться со смертью лицом к лицу либо посредством столкновения с неизбежностью нашей собственной смерти или же вследствие смерти кого-то из близких.
Согласно теории экзистенциализма другим предельным интересом является свобода. Только мы сами ответственны за то, что мы делаем, и состояние нашей жизни является результатом выборов, осознанно или бессознательно совершаемых нами. Только мы сами ответственны за эти выборы. Если наша жизнь не соответствует тому, чему бы мы хотели, мы не можем обвинить в этом никого, кроме самих себя. Мы могли совершить другие выборы, мы могли поступить иначе. Винить можно только себя. Тот факт, что мы ответственны за свою жизнь, пугающ, ибо - что, если мы сделали неправильный выбор?
Эрих Фромм в своей книге «Бегство от свободы» постулирует, что некоторые люди скорее предпочтут жить в тоталитарном государстве, где за них приняты все решения, чем испытывать тревогу, делая в своей жизни выбор.
Мы стараемся заставлять других принимать решения для нас. Мы приписываем окончательную ответственность за свою жизнь судьбе, богам, своему бессознательному — чему угодно, кроме самих себя. Транзиты Плутона могут заставить нас столкнуться с фактом, что никто, кроме нас, не может нести ответственность за те выборы, которые мы совершаем в жизни.
Транзиты Плутона. Астропсихология. Бессмысленность.
Ещё одной базовой данностью существования, которую мы находим пугающей, является тот факт, что насколько бы мы ни были близки к кому-то, между нами всегда остается последняя непреодолимая пропасть. Как никто не может полностью узнать нас, так и мы не в состоянии узнать полностью другого человека.
Мы рождены в одиночестве, и в одиночестве умрём.
Мы пытаемся защитить себя от чувства экзистенциальной изоляции стремлением к любви и взаимоотношениям, особенно к симбиотическим союзам, где мы соединяемся или сливаемся с другим. Мы существуем в одиночестве, и при этом жаждем быть частью чего-то большего.
Под транзитами Плутона мы можем лишиться взаимоотношений или людей, которые, как мы думали, никогда не подведут нас, и в результате этого быть вынуждеными столкнуться с базовым одиночеством в жизни.
И последняя данность существования — бессмысленность. Большинство экзистенциалистов убеждены, что конечной истины не существует, что вселенная не имеет смысла, кроме того, какой мы ей приписываем.
«Единственная абсолютная истина состоит в том, что нет ничего абсолютного» (10).
В таком случае, почему мы здесь, и как нам следует жить? Даже несмотря на то, что никакой предсуществующей истины может и не быть, как человеческие существа мы нуждаемся в смысле, чтобы дать цель и направление нашей жизни. Мы нуждаемся в чём-то, ради чего жить, нам необходима генеральная линия, по которой мы можем прокладывать курс через жизнь.
Под транзитами Плутона мы можем обнаружить, что способ, которым мы придавали смысл своей жизни, больше не работает: система убеждений, религия, философия или ряд идеалов могут рассыпаться на мелкие кусочки.
Возможно, нам придётся столкнуться с вероятностью того, что у Вселенной нет предопределённого смысла, или же нас заставят переоценить и переопределить способ, которым мы придавали смысл и значимость своему существованию.
*Изучение случая Оливии (стр. 360-368) представляет собой ясный пример того, как в таком разрезе работают транзиты Плутона.
Говард Саспортас, «Боги перемен. Боль, кризис и транзиты Урана, Нептуна и Плутона», Глава 8.
Перевод Игорь Сивак.
Источник.
|