Проводил Друбич в фотоотдел на второй этаж, где она, не
красясь и не прихорашиваясь, немедленно согласилась сниматься, – в
кабинет заглядывает ведущий редактор номера: «Быков, все школьниц к себе
водишь?» Хотел я сбежать вниз, рассказать ей про это, – но ей такие разговоры, кажется, надоели. Хотя мне бы на ее месте было приятно. Меня бесят любые вопросы – Есть у вас, журналистов, такой набор неизбежных вопросов: почему
вы не меняетесь, живете ли вы с Соловьевым и чем зарабатываете… – Таня, честное слово, я не буду вас спрашивать, живете ли вы с Соловьевым.
– Да? Вам это неинтересно? – Нет, просто я знаю, что эти вопросы вас бесят.
– Честно говоря, меня бесят любые вопросы в рамках интервью, когда мне
все время надо изображать либо актрису, либо интеллектуала… А сейчас
выходят «2Асса2» и «Анна Каренина», и будет презентация в Доме кино, и
мне приходится давать интервью – так хочет Соловьев, которого называют
отцом советской презентации… – …и новой стагнации.
– Это ему БГ на пластинке написал, и странным образом сбылось. – Кстати, как вы воспринимали БГ во время съемок «Ассы»? – Дима, никакого БГ не было на съемках «Ассы». Был Виктор Цой,
нервный и несколько растерянный, ходивший взад и вперед по набережной. А
БГ возник позже, в момент озвучивания. И от него все искренне обмирали
тогда и обмирают теперь. В этом смысле мало что изменилось, кроме самого
БГ, который, конечно, пишет другое и о другом. – В чем тут тайна, интересно?
– В первую очередь, думаю, это явление тембральное. Особый голосовой
тембр, потусторонний, как бы глядя на все не отсюда. Это и в стихах
слышится – та же интонация. – А композитором «Анны Карениной» была, насколько я знаю, ваша с Соловьевым дочь Аня.
– Точно. – Но она ведь дитя, в сущности. Ей чуть за двадцать.
– Ну, побольше, но если она пишет для американских сериалов, почему ей
не сочинить музыку для отцовской картины? Мне кажется, у нее получилось.
– У вас тоже, она ведь ваша все-таки дочь. Но похожа не на вас.
– Скорее на Соловьева, да. Такой латиноамериканский Соловьев. Русский папа, еврейская мама – это обычно дает хороших метисов. – Вы уже «Анну» видели?
– Я видела ее в таком количестве вариантов, что затрудняюсь вот так
ответить – «видела». Я не думаю, что эта картина закончена и что может
быть закончена в принципе. Есть пятисерийный вариант, есть кино, в
котором нет Левина, – чистый треугольник, и эта версия, может быть,
лучшая, почти черно-белая, точней, тонированная, синяя… Есть нормальный
цветной фильм с линией Левина. Мне он нравится. Это самая точная,
пошаговая, поэпизодная экранизация из тринадцати существующих на
сегодня. От него ждут соловьевских примочек, а все примочки ушли во
вторую «Ассу», которая совершенный уже компот с винегретом и гулянье по
буфету, даже без сценария. То есть для себя Соловьев что-то написал, но
из артистов этого никто не читал. Приходили на съемку, и он говорил, что
будем сегодня делать. Но я это и люблю – импровизационность. Соловьев
там молодой и шикарный. То есть, если очень долго и сосредоточенно
думать, можно разглядеть любые глубины и выстроить даже концепцию, – но в
принципе это обрамляющая «Анну Каренину» и снятая на контрасте с ней
история о том, как не дают снимать «Анну Каренину». – Ну, соловьевская экранизация традиционной быть не может…
– Она нетрадиционная в том смысле, что Каренина там играл Олег Иванович
Янковский. И это Каренин без скрипучего голоса и без тупых ушей под
шляпой. Такого Каренина, насколько я знаю, еще не было. По крайней мере
понятно, за что его любит Анна. И он ее любит тоже. На его фоне Вронский
простодушен, хотя и честен. И Бойко – замечательный Вронский, и Абдулов
– замечательный Стива, но принципиальная новизна этой версии
«Карениной» в том, что там все крутится вокруг Алексея Александровича.
Он – солнце, мы – планеты. И я счастлива была поиграть в этом оркестре,
где Янковский – первая скрипка. – Кстати, скажите как врач: его можно было спасти?
– Не знаю. Когда он снимался в «Карениной», он был в отличной форме –
физической и актерской. Янковский вообще был рассчитан на долгую жизнь,
идеально устроен – во всем точен, профессионален, нравственно
безупречен, что вообще-то тоже продлевает жизнь… Никто подумать не мог,
что с ним такое случится: вот Саша Абдулов – этот вел себя саморастратно
и безалаберно, искал приключений на свою голову, работал как
сумасшедший, вообще жил бурно и широко. Но Янковский, который был весь –
школа и самодисциплина… В принципе надо было насторожиться, когда он
стал стремительно худеть. А ему сказали: это же хорошо, многие,
наоборот, полнеют в вашем возрасте! А между тем плохо – это не когда
худой или когда толстый. Настораживаться надо, когда резко потолстел или
похудел. Вот, может, тогда…
Вообще за всю жизнь Янковский совершил один безжалостный поступок – вот этот его уход. – «Каренина» же делалась чуть не десять лет?
– Около того. – Это сказалось? Вам роман не осточертел?
– Нет, я его любила и люблю. Лучшая история про то, чем платишь за
любовь: вещь вроде банальная, но каждый раз, как тебя это ударит,
убеждаешься заново.
Есть две травмы: любовь и возраст. Как замечательно сказал один мой
друг, старость – это не для слабаков. И смерть не для слабаков, добавлю
я. Но надо же как-то заканчивать всю эту историю, если родились, куда-то
выводить ее, на какой-то результат… Это иллюзия, что можно загородиться
детьми или сделанным. Вот «я родила» или «я написал»… Надо жить, и жить
как-то так, чтобы в целом это не выглядело противно. И с любовью так же
– это всегда боль и всегда зависимость. Но я бы так сказала, что это
боль… которая делает тебя человеком. И смерть – это вещь, которая делает
тебя человеком. Будь бессмертие – Господи, чего бы все наворотили! Или
вообще бы, наоборот, ничего не сделали – времени-то вон сколько… – Вы себе бессмертия не представляете?
– Нет, и не хочу его. – Вы сейчас во второй «Ассе» снялись со Шнуровым.
– И с Башметом. – Что такое Шнур?
– Шнур – явление, по-своему не менее грандиозное, чем БГ. Исключительность его – в несоответствии. – То есть?
– Ну, там через одно мерцает другое. Вот это время – в чем его
противность в принципе? Никто же внятно не может сформулировать, откуда
это чувство всеобщей неправомочности, неправоты, неправильности и т.д. А
дело в том, что одна система координат отменена, другая не выстроена, и
в результате нет никакой. По одним меркам можно одно, по другим другое,
в результате всем можно все, и никто не чувствует себя правым. Вот Шнур
– это человек одного измерения, искусственно упакованный в другое. Я не
знаю, как он так себя упаковал. Ну вот, допустим: мы после съемок
второй «Ассы» сидим в «Европейской». Башмет, Шнур и я. Все пьяные, я
меньше других, почему и могу рассказать эту историю. Башмет и Шнур –
точно как в фильме – начинают друг друга подначивать: ты кто такой? – а
ты кто такой? – а что ты вообще можешь? Тогда Шнур садится к роялю и
начинает классно играть Шуберта. То есть действительно классно. И я
сразу вспоминаю о его интеллигентнейшей среде, семье, о его богословском
образовании, универсальной начитанности – где тут корни группы
«Ленинград», сам черт не разберет. И Башмет, тоже герой времени, с тем
же несоответствием – классик, альтист, ведущий жизнь абсолютного
рок-музыканта. Этот его вскрик при виде Путина – «Какие люди!» Башмет по-рок-н-ролльски облил вином Путина – Что за вскрик? Это когда он его вином облил?
– Ну да, день рождения Никиты Михалкова, мне Соловьев рассказывал, он
там был. Приехал Путин, охрана, все по струнке, а тут мимо едет Башмет,
он только что прилетел из Грузии с гигантской бутылью вина и даже,
кажется, с кастрюлей вина… Он едет в Николину Гору, где соседствует с
Михалковым, и видит: что-то много огоньков. Дай, думает, заеду! И через
дырку в заборе, как он привык к Михалкову заходить, входит туда. Видит
Путина. «Ой! Какие люди! Давайте выпьем!» Путин ему: «Я устал». «А я что
ж, не устал?!» – качнулся и облил, вполне по-рок-н-ролльски. – Знаете, вот эту причину противности вы, пожалуй, точно поймали.
Оксана Акиньшина как раз мне говорила в интервью: всех тошнит, а почему
– непонятно. Видимо, потому, что страшно возросло количество
безнаказанного говна во всех областях жизни.
– Умная Акиньшина. Не зря была девушкой Шнура. Она, кстати, и актриса классная. – И тоже, как вы в «Талисмане», играла у Балаяна с Янковским.
– Нет, она на меня не похожа… Но очень хороша. В «Стилягах» особенно.
Что касается причин противности, то есть еще одна – ужасная какая-то
унизительность всего, что делается. Ну, как-то уж совсем никого и в грош
не ставят: не заботятся умно соврать – врут как попало. Не заботятся
создать видимость пристойности… В СССР были свои гадости, но так
унизительно не было. С кем угодно можно что угодно. Но это ведь и школа
жизни, думаю я. Это как бы учит ни на кого не надеяться, ни к чему не
прислоняться… – Таня, вы мне лет шесть назад сказали, что вот двадцатый век был
веком НТР, а двадцать первый скорее всего будет веком биологической
революции. Есть движение в эту сторону?
– Я имела в виду немного другое. Кто вообще сказал, что НТР – это так
уж хорошо? Вот Каренина – жертва научно-технической революции… Я про то,
что произошло некое перерождение человека. Был человек природный, стал
человек технический. Это новая какая-то ступень эволюции. Посмотрите на
нынешних детей – у них уже другие формы контакта с миром, они иначе с
ним скоммутированы. Они с рождения умеют жать на кнопки, дружить с
компьютером, чуть ли не водить машину. А сейчас какая-то новая ступень
эволюции, подвид, но я не знаю еще, какой. Знаю только, что с ним трудно
найти общий язык: его радуют, оскорбляют, пугают совершенно другие
вещи…
Я думаю, это человек потребляющий, это такая его доминанта – не
производящий, не выдумывающий, а ориентированный на потребление как
главную задачу. Оказывается, можно быть гением потребления. Я не говорю,
что этот новый человек хуже. Но он более пластиковый, конечно. Я даже
думаю, что эта эволюция стала очевидна с того момента, как начались
пластиковые деньги.
– А я думаю, после Второй мировой войны. Когда оказалось, что идеи вот к чему ведут – поэтому давайте потреблять.
– Нет, это позже. Это к моменту распада СССР. Но корень, конечно, в
середине века: вот, из-за духовных ценностей такое зверство, давайте
успокоимся на материальных. Они просто не учли, что из-за материальных
друг друга поубивает гораздо больше народу. «Простите, вы не дочь Татьяны Друбич?» – Я слышал, вы бизнесом занимаетесь?
– Занималась в начале девяностых, да и какой это был бизнес. Если им
серьезно заниматься, либо тебя сожрут, либо сам себя сожрешь… Нет, я от
этого далека. Сделала и отдала в управление. – А что делаете сами?
– Живу. Нет, почему, – еще играю в театре. Вот у Жолдака сыграла, в «Опыте освоения «Чайки» по системе Станиславского». – И как вам Жолдак? Я сразу понял, что мне к этому лучше не приближаться…
– Может быть, и так. Мне очень понравилась «Федра», но в принципе он
действительно великий охмуряльщик. Наверное, это не совсем театр, а
театр для нового биологического подвида, хотя сам Жолдак очень
талантлив. Это антреприза, компания хорошая – что ж было не поездить?
Доехали даже до Боливии любимой, где за тридцать лет перед тем –
«Избранные»… – Все другое небось?
– Ровно ничего не изменилось. Вот ровно! И больше того: вхожу в
гостиницу, мне навстречу женщина. «Простите, вы не дочь Татьяны Друбич?»
И тут я узнала ее: «Лена!» Это же наша бывшая переводчица. Вы про это
не пишите. – Обязательно напишу. А вот честно – как вы умудряетесь выглядеть, как дочь Татьяны Друбич?
– Это мама с папой. Гены. Потом, я правильно ем. – Мало?
– Нет. Когда хочется. И еще одна вещь, наверное: я не суечусь. Нельзя
суетиться. Нельзя делать карьеру. Надо делать все с легкой
необязательностью. Если вам вдруг захочется посуетиться, вспомните про
Ходорковского – и желание торопиться пройдет. – Извините, ради Бога, но я слышал, что у вас юбилей…
– Кто пустил этот слух? Я родилась 7 июня 1960 года. В этом году у меня премьера и никакого юбилея. Без Соловьева я была бы хуже – Вы уже довольно давно работаете с Соловьевым и знаете его лет
тридцать пять. Можно подвести хоть предварительный итог – это, грубо
говоря, ТОТ или не ТОТ?
– А кто может это знать? Я знаю только, что без него я была бы другой.
Наверное, хуже. И он без меня был бы другим. Наверное, лучше. – Почему вы так думаете?
– А у него лучший фильм без меня. «Чужая Белая и Рябой». – А самой поснимать вам никогда не хотелось?
– Поснимать – нет. Помонтировать – да. Я же теоретик, это Соловьев у нас практик. – То есть вы хотели бы монтировать чужое кино?
– Почему нет? Я и «Анну Каренину» смонтировала бы иначе. – А как?
– У меня было бы две серии. Первая – глазами Вронского. Вторая – те же
события глазами Каренина. Всё то же самое, и всё другое. – И кто виноват?
– А никто не виноват. Все люди хорошие, все страдают, и никто не виноват. Это и есть жизнь в самой краткой формуле.
Источник.
|