Статья Евения Печенкина о том, как в МЧС России не исполняются указы президента России, и к каким плачевным последствиям это приводит.
Вода, огонь и другие методы закалки МЧС России.
В 2013 году сюжеты новостей пестрили темами про наводнение на Дальнем Востоке. Показывали, как жители строят дамбы из мешков с песком, МЧС и армия помогают им в этом. Но предпринимаемые меры были неэффективными. Казалось странным, что за столько лет борьбы с наводнениями люди не придумали ничего лучше мешков с песком.
Непродолжительный поиск в Google дал свои результаты. Оказывается, придумали и уже давно используют в Европе и в США, но в России об этом неизвестно. Технология проста и надежна, представляет собой металлическую раму в виде треугольника, на которую под углом 45° устанавливается щит в виде листа металла, фанеры или обычной паллеты. Затем щит накрывают водонепроницаемой пленкой и придавливают ее у основания камнями или цепью. Вода прижимает пленку к щитам, обеспечивая надежную герметизацию. Конструкцию так же можно возводить под водой, откачивая воду насосами. Ничто не мешает успешно реализовать эту идею у нас, подумал я и решил обратиться в Администрацию Президента на специальном портале.
Через пару дней, 10 сентября, пришел ответ от советника Департамента письменных обращений граждан и организаций А. Иванова, в котором тот сообщал: «Ваше обращение, поступившее в форме электронного документа в адрес Администрации Президента Российской Федерации, в целях обеспечения Вашего конституционного права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, направлено на рассмотрение в Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий в соответствии с компетенцией по разрешению поставленных в нем вопросов (ч.3 ст.8 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»)».
Испытав чувство удовлетворения от выполненного гражданского долга, я ожидал увидеть в новостях примерно следующие кадры:
Однако опубликованные 16 сентября снимки показали, что ожиданиям моим не суждено было сбыться.
Спустя две недели, 3 октября, пришел ответ и из Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. Заместитель начальника Научно-технического управления Г.Н. Филипович сообщал, что обращение рассмотрено, а предложения приняты к сведению и будут использованы при планировании защитных мероприятий с целью предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в дальнейшем. Одновременно он выражал признательность за внимание к вопросам обеспечения безопасности населения и территорий.
Несмотря на огромное финансирование (по словам Дмитрия Кириллова, директора Департамента государственной политики и регулирования в области водных ресурсов Минприроды РФ, на 2014 – 2016 годы Департаменту выделили 11 млрд руб. на защиту от наводнений на Дальнем Востоке и в Сибири) в результате паводков весной 2015 вновь были затоплены населенные пункты Амурской, Томской, Омской и Иркутской областей.
Видимо, 11 млрд руб. хватило только на мешки с песком.
Конечно, теория отличается от практики, но почему–то в России особенно. Со времен Лескова ничего в принципе не изменилось, и ружья по-прежнему чистят кирпичом. По-прежнему, чтобы что–то изменить, приходится обращаться к государю.
Однако если наводнения происходят не регулярно и по причинам, от людей мало зависящим, то пожары возникают каждый год и в подавляющем большинстве случаев носят техногенный характер.
Так, в апреле этого года, по словам замглавы МЧС Александра Чуприяна, причиной пожаров в Хакасии «однозначно стал несанкционированный пал травы».«Это системное, ежегодное, повторяющееся явление… Этого пожара не было бы, если бы «не игрались со спичками». И это делали не дети, а взрослые люди. У нас ежегодно палы уносят десятки, а то и сотни жилых домов».
Кажется, А. Чуприян прекрасно разбирается в причинах и без помощи «капитана очевидность» и его верных спутников «надо бы» и «не надо бы», да только ситуация из года в год не меняется и население продолжает поджигать траву.
Ответ на извечные вопросы «Кто виноват?» и «Что делать?» дают нам Федеральный закон от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», возлагающий часть вины на органы местного самоуправления, и поручение Правительству РФ № Пр-1037 (пункт 1. ж) от апреля 2013 года со сроком исполнения 1 сентября 2013 года, в котором предписывается установить порядок выжигания сухой травянистой растительности, исключающий возможность перехода огня на лесные насаждения, торфяники, объекты инфраструктуры и населенные пункты. Это поручение не выполнено по сей день.
Аксиома «профилактика дешевле лечения», видимо, не для нашей страны. Тот же Закон «О пожарной безопасности» возлагает ответственность за организацию обучения населения мерам пожарной безопасности на органы государственной власти субъектов РФ, однако беседы с населением если и проводятся, то неэффективно, в противном случае люди бы просто не поджигали траву. Конечно, существует вероятность, что поджоги устроили намеренно, дабы скрыть, например, хищения леса, но это уже совсем другая история.
Логика подсказывает: раз проблема имеет системный характер и проявляется из года в год в разных регионах страны, бороться с ней нужно на государственном уровне.
Указом Президента РФ от 11.07.2004 № 868 определено, что на этом уровне за выработку и реализацию государственной политики, нормативно-правовое регулирование, надзор и контроль в области защиты от чрезвычайных ситуаций и обеспечение пожарной безопасности отвечает МЧС России, однако Приказом МЧС России от 21.11.2008 № 714 утвержден "Порядок учета пожаров и их последствий", согласно которому палы сухой травы не подлежат статистическому учету. Получается, МЧС за этим не следит и люди продолжают поджигать траву, веря, что так и надо.
Выходит, работу с населением ведут в основном на бумаге, создавая фиктивные отчеты, а нести возложенные законом обязательства, создавать обучающие центры и вести активный мониторинг ситуации и выполнять поручение Президента как–то руки не доходят.
Выделяются огромные деньги на профилактику и защиту от стихийных бедствий, но на что они тратятся, непонятно. Система предупреждения последствий явно не работает, профилактика с населением проводится неэффективно, новые методы борьбы со стихийными бедствиями не используются. Основными средствами борьбы с ЧС для органов местного самоуправления и профильного министерства по-прежнему являются добровольцы и спасатели.
Остается надеяться, что однажды вместо стальных людей мы все же будем использовать стальные уголки.
Евгений Печенкин.
Источник.
|