20 марта отмечают Всемирный день астрологии — начинается новый астрологический год. «Частный корреспондент» воспользовался этим поводом, чтобы побеседовать с астрологами о психологии, кризисе и прогнозах на будущий год.
О том, кто сегодня ходит к астрологам и как изменилось отношение людей к астрологии, рассказали Михаил и Ирина Кош, основатели Московской школы астропсихологии, и Елена Жарова, выпускница школы астропсихологии.
— Расскажите об астропсихологии. Как эти две сферы — астрология и психология ― связаны между собой?
Михаил: Я думаю, что сейчас такой подход уже не является нашим ноу-хау. Это раньше психологические наработки были закрытыми. А сегодня достижения психологии обсуждаются не только психологическим сообществом, но и в других областях знаний, например, в астрологии. Действительно, на стыке наук рождаются какие-то более прогрессивные методики, в том числе и преподавания. Мы сразу стали уходить от излишнего флёра мистического тумана и придерживаться темы человеческих взаимоотношений в пределах одной жизни. Наше преподавание основано на понимании психотипа человека и его роли в современной жизни.
Если посмотреть на гороскоп через призму психологии, то это схема личности человека. Если бы психологи составляли карту личности, там были бы области сознания и подсознания, в которых проживали бы внутренние голоса.
— Больше ли людей стало обращаться за консультацией в кризис?
Ирина: Наша школа переживает второй кризисный период, первый был в 1998 году. Вот это был кризис так кризис! Сейчас же кризис в основном для продавцов «мерседесов». Сегодня идёт сильная психологическая атака, она больше, чем сам кризис как таковой. А вопросы людей почти не связаны с кризисом: к нам как обращались со своими личными проблемами, так и обращаются. Вопросы, связанные с кризисом, задают люди, причастные к большому бизнесу, или те, кто при власти. Приток таких людей действительно увеличился.
Елена: Сейчас, в 2010 году, ситуация стала меняться. В прошлом году люди очень интересовались сменой работы. А сейчас они себя нашли, встали на ноги, кто-то стал зарабатывать, пусть не так хорошо, как прежде. Меньше спрашивают, как выжить, больше — как изменить жизнь к лучшему. Кризис стал толчком к переосмыслению себя.
Михаил: Просто сейчас время, когда многим людям нужно поменять ценности, взгляды, мировоззрение; в результате поменяется направление их профессиональной деятельности. Кризис заставляет людей быстрее включаться в те или иные процессы социального плана, выходить за пределы узких интересов офисного планктона и активнее ходить по вертикали жизни.
Ирина: Этот процесс начался с нашего века, нового тысячелетия — и он набирает обороты. Большие перемены наблюдаются в подрастающем поколении. Молодёжь уже задумывается не только о материальных вещах, это очень сильная тенденция. И многим из тех, кто потерял работу, жизнь даёт эту возможность переосмысления.
Михаил: Интерес к астрологии не сильно растёт, но каждый год приходят новые люди, которые таким образом открывают для себя мир. До этого был мир материальных ценностей, а тут вдруг оказалось, что есть некоторое пространство, которое тоже достаточно интересно и в котором человеку тоже стоит прописаться, поучаствовать в нём, или оно пройдёт мимо него. И он потеряет часть своей жизни, часть своей души. Вот такие люди приходят постоянно, и я думаю, что эта тенденция будет всё время усиливаться. Это наблюдают во всех московских астрологических школах.
— Когда прошёл первый всплеск интереса к астрологии, не стали ли астрологам меньше доверять?
Ирина: Кто приходил, тот доверял; кто не доверял, тот не приходил. Другое дело, что сейчас астрологию стали больше использовать на бытовом уровне. Пойти к астрологам уже не считается чем-то необычным. Кто-то ходит к психологам, кто-то к астрологам, а кто-то ни к кому не ходит. У людей разные взгляды или просто разные пути решения проблем. Тот, у кого есть внутренние проблемы или стремление более высокого восприятия мира, идёт и к психологу, и к астрологу. А кто-то находит ответы в бытовых вещах — в ТВ, газетах.
Солнце и Луна в астрологической карте представляются наиболее важными планетами (а точнее, светилами). Так, например, Солнце указывает на то, где человек чувствует себя наиболее естественно, какая среда ему подходит для жизни, а Луна определяет способ взаимодействия с этой средой. Также по положению этих светил можно определить, какой вид йоги наиболее подходит для человека и какой стиль использовать в индивидуальной практике.
Михаил: Здесь нет ничего необычного. На Западе такой подход существует давно. Там астрологи занимают свою нишу. У психологов, экстрасенсов, ясновидящих, колдунов, шаманов — у всех своя ниша. Никто не удивляется, что человек пошёл к шаману — надо ему было пошаманить, вот и пошёл. В советские времена у нас все подобные знания были закрытыми, потом наступил момент привыкания, а сейчас мы в этом плане почти сравнялись с Западом.
— Какие люди приходят учиться на астролога? Кого больше — мужчин или женщин?
Михаил: Обычно 1―3 мужчин на группу из 20 человек, то есть 10% мужчин и 90% женщин. А на консультацию приходит много мужчин, одна треть. Сейчас активно консультируются бизнесмены, люди из высших структур.
Ирина: Мужчина говорит: «Я сам решаю свои проблемы». Женщинам гораздо легче обратиться за помощью. Это не значит, что мужчины не склонны к пониманию тонкого мира. Очень даже склонны, и они это чувствуют, но мужчины просто более самостоятельны.
Михаил: Женщины всё пропускают через себя, и их в первую очередь привлекает эмоциональная составляющая астрологии. Позже, когда они начинают разбираться в предмете, они понимают, что это далеко не эмоциональная сфера человеческих знаний, в ней требуется активное включение разума. А у мужчин всё наоборот. Иногда мужчина сначала недостаточно мотивирован обучением, так как думает, что здесь будут рассказывать разные сказки или смотреть на небо в телескоп. А оказывается, что здесь нужна строгая логика, что здесь делают интересные выводы, которые касаются многих сторон жизни: политики, экономики, отношений между полами. Каждая сфера жизни оказывается тесно связанной со всеми остальными, формируется единая картина мира. И мужчина понимает, что всем этим можно управлять. А женщина, наоборот, на этой стадии понимает, что слишком много математики, а она вовсе не на это рассчитывала. Поэтому приток мужчин маленький, но если уж они приходят, то остаются и плотно занимаются. С другой стороны, женщин много, но тех, кто способен консультировать других, обычно 2―3 человека в группе.
Елена: Для меня астрология — смесь логики, математики и аналитики. Среди мужчин-астрологов много физиков и математиков. Сначала у них было скептическое отношение к астрологии, они шли учиться, думая «Дай-ка проверю». А потом втягивались. Когда учишься на астролога, нужно анализировать столько цифр, формул и знаков, что человеку с гуманитарным складом ума может быть очень тяжело. «Азы» астрологии, как и навыки психологии, нужны каждому, чтобы лучше понимать мотивы поступков других людей. А для работы с клиентами нужно быть честными с ними, и с самим собой, а то некоторые воспринимают астрологов как неких волшебников. Уметь слушать, анализировать, использовать интуицию. Мужчинам легче — они привыкли доходить до сути вещей. А женщины часто включают эмоции, а свои проблемы на клиента переносить нельзя.
— Какие же нужны качества, чтобы стать астрологом?
Ирина: Логика, трудолюбие и интуиция.
Михаил: Ирина говорит об идеальном варианте, когда человек сам начинает консультировать других. Для этого у него действительно должна быть сильная мотивация, способности и т.п. Но это удел немногих. Как правило, люди хотят просто разобраться в себе и уметь помогать своим близким. Консультировать начинают очень немногие. Это сложно: нужно постоянно совершенствоваться, и не только в астрологических знаниях, но и в знаниях психологии. По большей части мы даже не особо ориентируемся на эту категорию людей, так как их мало. Это сверхзадача.
— Будущее астрологии — в синтезе разных дисциплин?
Михаил: В мире всё именно так и происходит, и наша страна — не исключение. Астрология — самодостаточная дисциплина, которую можно применять при изучении других областей. Можно использовать для определения параметров функционирования человеческого тела — тогда это будет астромедицина. Можно рассматривать Землю как живой организм — вот вам и астрогеология. На мой взгляд, астромедициной может заниматься астролог, который уже обладает профессией врача. А в астроминералогии человек должен в первую очередь быть геологом, а астрологические знания использовать как навыки. Тогда это будет работать, но никак не наоборот.
Источник.