«Если я не буду протирать звезды каждый вечер ,— думал ёжик — они обязательно потускнеют...»
Сегодня, когда компьютерная графика позволяет визуализировать все
и даже больше, возможности мультипликаторов практически безграничны.
Однако они по-прежнему равняются на человека, который в своей работе
никогда не использовал компьютер — и, тем не менее, создал фильмы,
признанные шедеврами мировой анимации. Его зовут Юрий Норштейн . 15 сентября Юрию Борисовичу исполнилось 72 года, и мы в AdMe.ru хотим поздравить мастера анимации.
Лес, туман, река, одинокое существо один на один с таинственным
миром, который то ускользает, то проявляется. В этом есть что-то
дзенское — путь познания через отказ от познания. И тут же — малиновое
варенье, самовар на можжевеловых веточках, бесчисленные звёзды над
головой. Сюжет этой необыкновенной картины знаком нам всем еще
с детства, а над вопросом о её смысле можно думать всю жизнь, и каждый
раз ответ будет разным.
Будущий создатель «Ежика в тумане» начал работать на студии
«Союзмультфильм» в 18 лет. Работал он художником, который «оживляет»
созданные другими образы. Так Норштейн оживил персонажей десятков
картин, в том числе «Левши», «Как один мужик двух генералов прокормил»,
«Каникул Бонифация», «Моего зелёного крокодила», «Варежки», «Чебурашки»
и другие. Юрий Норштейн в студии Через шесть лет работы на «Союзмультфильме» Норштейну дали-таки
первую самостоятельную постановку — идеологическую картину
о революционных событиях 1917 года. Получившийся фильм «25-е — первый день» к революции, конечно, отношение имел, но его авангардизм поверг руководство студии в шок: «А где же Ленин?!». Потом последовала череда картин по мотивам народного творчества «Лиса
и заяц» и «Цапля и журавль». И, наконец, он — «Ёжик в тумане».
Объясняя на студийном худсовете, про что, собственно, кино, Норштейн процитировал Данте: «Земную жизнь пройдя до половины, Я очутился в сумрачном лесу...»
«Ёжику
в тумане» с трудом удалось пробиться в прокат, фильм выпустили на малый
экран кинотеатра «Россия». К всеобщему удивлению, он четырнадцать
месяцев собирал полный зал. А спустя более 20 лет в 2003 году в Токио,
на опросе кинокритиков «Ежика в тумане» назвали лучшим фильмом в мировой
анимации. Сам Норштейн своего ежа не жалует. Когда его спрашивают про этот
фильм, он травит байки, рассказывает о том, как его бессменный оператор
Александр Жуковский сочинил афоризм «Лучше портвейн в стакане, чем ёжик
в тумане», и всячески убеждает собеседников, что на съёмках они просто
валяли дурака. И каждый раз напоминает, что ему более дорог и ценен
фильм «Сказка сказок».
«Это должен быть фильм о памяти. Помните, какой длины были дни
в детстве? Каждый день стоял сам по себе, сегодняшнее исполнялось
сегодня, а для завтрашнего счастья отводился завтрашний день. Все истины
были простыми, все новые предметы повергали в изумление, а дружба
и товарищество стояли превыше всего. То вечное откладывание жизни
на завтра, которое постигает многих с возрастом, та жизнь абы как,
дружба — не дружба, радости, не узнаваемые как радости, — от солнца,
снега, ветра, гуляния, от вымытой гладкой тарелки, от собак, кошек, —
это пережидание судьбы пусть нас минует. Не об этом фильм...» В 1984 году в Лос-Анджелесе по результатам международного опроса,
проведенного Академией киноискусства совместно с АСИФА — Голливуд —
фильм, «Сказка сказок» признан «лучшим анимационным фильмом всех времен
и народов».
Жена, друг и соратник Норштейна — художница Франческа Ярбусова.
С 1981 года и по сей день Норштейн работает над масштабным проектом — анимационным фильмом «Шинель» по мотивам повести Гоголя. И все это время аниматор лишь дважды останавливал работу. Первый раз, когда снимал заставку к передаче «Спокойной ночи, малыши»:
«Я сделал ее в 2000 году, на 3 минуты ушло полтора года работы.
Ее полгода показывали, потом ее убрали. Когда японцы узнали, что
в России она нигде не идет, они захотели ее купить. Обратились на Первый
канал, но там заломили такую цену, что японцы крякнули. И на том все
кончилось. Заставка лежит на полке».
Эскиз к фильму «Спокойной ночи малыши». Ещё полтора года понадобилось для того, чтобы снять двухминутный фильм для японского киноальманаха «Зимний день» по хокку Басё:
«Безумные стихи»... Осенний вихрь... О, как же я теперь в своих лохмотьях На Тикусая нищего похож.
В 1989 году Норштейн показал несколько минут рабочего материала «Шинели»
на международном киноконкурсе в Монреале. Кадры оказались настолько
феноменальными, что впервые в истории фестивалей не фильм, а всего лишь
рабочий материал к нему был удостоен приза. Источник.
По материалам: norshtein.livejournal.com
|