По данным ВЦИОМ, лишь около 1% россиян считают астрономию
бесполезным школьным предметом — такие же показатели, например,
у литературы, истории, географии и обществознания. РИА Новости спросило
у российских астрономов, чем именно полезна эта наука в школах.
Руководитель отдела
внегалактической астрономии, ведущий научный сотрудник Государственного
астрономического института имени Штернберга (ГАИШ) МГУ Анатолий Засов:
Первая причина — это общая культура, это своего рода противоядие
против мракобесия. Это понимание тех астрономических явлений, которые
наблюдаются в повседневной жизни: смена дня и ночи, смена времен года,
метеоры, метеориты, солнечные и лунные затмения, то есть то, с чем люди
могут реально встретиться, независимо от того, как сложится их судьба.
Второе — это, конечно, астрономия как расширенный вариант физики, то
есть это иллюстрация того, как работают известные законы физики
вне Земли. Это, безусловно, очень важно, как некое продолжение физики
в проекции на бесконечную Вселенную.
© Национальное управление США по аэронавтике и исследованию космического пространства Третье —
уже сугубо практическая причина, это знакомство с быстро развивающейся
космической сферой деятельности человека, это наука, экономика, оборона,
сейчас практически все развитые страны тратят довольно большие деньги
на космические исследования или на их практическое использование —
спутники, системы космической связи, космического мониторинга и все
прочее. Страны тратят миллиарды долларов, и зачем это нужно, как раз
только на уроках физики и астрономии можно объяснить.
Потом остается общее представление о физической картине мира, о том,
как все это устроено, пространственно-временных масштабах Вселенной,
о природе Земли, Луны, планет, Солнца, звезд, о месте Земли
во Вселенной. Такое общекультурное представление о том, где мы живем
и что вокруг нас.
Ну и наконец, и мне кажется, это очень важно, астрономия сочленяется
почти со всеми естественными науками — физикой, химией, географией — и с
историей тоже, хотя это общественная наука. И астрономия очень
интересна, ей люди интересуются с детства. Здесь не только
удовлетворение естественной юношеской любознательности, но и воспитание
интереса к науке вообще, связь с другими науками — через астрономию
многие молодые люди пришли к другим наукам, сохранив интерес к науке
о небе.
Старший научный сотрудник ГАИШ МГУ Владимир Сурдин:
Во-первых, естественные науки питают технический прогресс, в котором Россия сейчас стремительно отстает.
Во-вторых, религия делит людей на конфессии и этим разъединяет, более
того — противопоставляет их. Политика делит людей на страны и в своих
интересах противопоставляет их. Естествознание, имеющее общий предмет,
общие методы и согласующиеся представления об окружающем мире,
объединяет людей. Астрономия — важная часть естествознания,
интегрирующая в себе прочие естественные науки. Она дает человеку
рациональный взгляд на мир, не противопоставляет "земное небесному",
расширяет кругозор и не оставляет места для чуда.
Если мы хотим воспитать современного, самостоятельного, способного
к анализу и не униженного "высшими авторитетами" человека, то астрономия
должна быть одной из составляющих его образования.
Директор Института астрономии РАН (ИНАСАН) Борис Шустов:
Астрономия — наука мировоззренческая. Если ее убрать,
интеллектуальное пространство в человеческих головах обязательно
забьется всяким астроложеством и клерикальными догмами. Эти ребята очень
настырные и ловкие.
Поколение ЕГЭ уже сильно поражено невежеством. Только что был
в родной школе №130 в Екатеринбурге на встрече со старшеклассниками.
Было человек 50. Только один знает, что такое астрономическая единица,
а уж сколько это километров (примерно, конечно) не знал даже он! С кем
же в космос?
Сотрудник лаборатории рентгеновской астрономии Солнца Физического института имени Лебедева (ФИАН) Сергей Богачев:
Я хотел бы, чтобы астрономия преподавалась в школе, так как,
во-первых, мне кажется, что у большинства людей, в том числе школьников
старших классов, есть естественный интерес к этому предмету, вытекающий
из интереса человека к звездному небу. Во-вторых, астрономия — одна
из старейших наук, следы которой можно найти в мифологии, календарях,
системах счисления, исторических памятниках, пирамидах. Кроме того,
многие области современной физики, например, теория тяготения Ньютона
или теория относительности Эйнштейна, были рождены из наблюдения
астрономических тел и явлений.
Мне кажется, что одна из главных задач школы — это воспитать
просвещенного человека, и, на мой взгляд, в базовый набор знаний должны
входить знания о том, что же находится там, в бесконечности, которая
открывается нам среди звезд ночного неба.
Ученый секретарь
Национального комитета российских астрономов, ведущий научный сотрудник
Института астрономии РАН (ИНАСАН) Олег Малков:
Без астрономии люди так и будут всю жизнь считать, что это Солнце
обращается вокруг Земли, и отсюда, конечно, очень многие
мировоззренческие ошибки. Человек будет просто недообразованный,
недосформированный даже. МОСКВА, 17 фев — РИА Новости.
|