Увлекательное зрелище – смотреть, как от легкого прикосновения рушится то, что возводили не один месяц. Эффект домино не оставляет равнодушными не только участников соревнований в Голландии, но в данный момент и правительства 16 стран Еврозоны.
Это еще в декабре казалось, что в крайнем случае можно отобрать у Греции евро. Но тогда в апреле — вслед за ней — евро надо отбирать у Эстонии, Латвии, Ирландии, Португалии и — что особенно опасно — у Испании…
«Испания вызывает наибольшую озабоченность, — констатирует главный финансовый аналитик агентства Standart and Poor`s Сэм Стовалл. — Испания- это 8,5 % ВВП Европы, притом что Греция – 2%, Португалия – меньше полутора».
Испания в этом году должна погасить долг в размере 225 миллиардов евро — огромная сумма в сравнении с греческими 50. Греция сейчас — как пробный шар. Что делать дальше — отработают именно на ней. Предложения типа продать Акрополь, или распустить Зону евро, не поддержаны. Обсуждается и совсем радикальный вариант. О нем – научный руководитель Высшей школы экономики Евгений Ясин : «Сделать кроме банка еще и министерство финансов, которое будет управлять финансами всего ЕС. Тогда реально ЕС превращается в государство, а его члены утрачивают свой суверенитет».
В самой Греции не считают, что спасение утопающих — дело их собственных рук. Там размышляют, не объявить ли дефолт , а еще призывают европейцев и МВФ сброситься.
«Страны Еврозоны и весь Евросоюз должны сделать все, чтобы пламя международного кризиса не охватило весь европейский континент, — говорит премьер-министр Греции Георгиос Папандреу. — Бремя ответственности за это лежит не на какой-то отдельной стране. Это бремя — на всей Европе, я бы сказал, на всем мире».
Так же, как бейсболки не сильно спасают от жары, плакатный слог Афин действует неубедительно. По разным подсчетам, Греции надо не то 100 миллиардов евро, не то 300. Причем 20 — срочно. Но рассчитывать Афины могут, скорее, на 45 миллиардов или максимум — на 120. И не раньше середины мая.
Вот только если скинуться еще на пару-тройку стран, то денег уже не хватит. К тому же просто дать евро — не выход: получится, что Греция — как и раньше — будет жить в долг. Похоже на тупик.
«Я не буду отвечать ни на один вопрос по Греции. Вы, конечно, можете спрашивать, но я не отвечу», — говорит директор-распорядитель Международного валютного фонда Доминик Стросс-Кан.
«Давайте будем говорить о суммах, когда появится программа действий. Давайте её дождемся! – призывает федеральный канцлер Германии Ангела Меркель. — Всё, что я могу сказать: программа будет на три года, и нужно приложить все усилия, чтобы она оказалась удачной».
«Почему мы должны оплачивать шикарные пенсии в Греции?» — вопрос, обращенный к Меркель со страниц немецких газет. И это притом, что Германия, пусть, не столько, но тоже должна, Для того, чтобы помочь Афинам, ей придется принять специальный закон, а 9 мая — выборы в парламент Северный Рейн-Вестфалия.
Страны Еврозоны соберутся 10 мая. С Грецией им все ясно: пузырь ее финансовой системы лопнул по той же причине и по той же схеме, как лопнул ипотечный рынок Штатов. Когда один кредит оплачивается другим, и так — по кругу, рано или поздно деньги кончаются, а новые кредиты Афинам предлагают под такие проценты, что лучше не брать.
На фоне европейского кризиса подозрительно выглядят заявления ведущих мировых банков о том, что у них все неплохо и есть прибыль. «Проблема в том, что они не отказались от прибылей, и это грозит войнами, надеюсь, только политическими», — считает президент консалтинговой компании «Неокон» Михаил Хазин.
Подозрительно ... Читать дальше »