МОСКВА, 26 мая - РИА Новости. Вулкан с красивым исландским именем Эйяфьятлайокудль (Eyjafjallajokull), извержение которого привело в апреле к многодневному коллапсу авиасообщений в Европе, вот уже три дня не выбрасывает вулканический пепел, но пар из его кратера говорит о том, что он всего лишь сделал паузу.
"Он заткнулся?!"
Согласно последней информации исландской метеорологической службы, "извержение Эйяфьятлайокудль взяло паузу". "Пар все еще выходит из кратера, но пепел не выбрасывается с 23 мая", - сообщили метеорологи в среду.
Британские метеорологи, в свою очередь, еще в понедельник, 24 мая, порадовали тем, что снизили уровень угрозы для авиации от вулканического пепла с красного до зеленого, то есть до уровня полной безопасности для авиасообщения. При этом еще недавно мир готовился к тому, что облако вулканического пепла будет долго мешать авиасообщению, нанося тем самым колоссальные убытки авиакомпаниям.
Внезапное начало
Мрачная история авиатранспортного коллапса из-за нависшего над Старым светом вулканического облака началась 20 марта, когда внезапно проснулся вулкан Эйяфьятлайокудль, молчавший с 19 века. С 14 апреля вулкан начал выбрасывать огромное количество пепла на большую высоту, и постепенно его огромное облако "наползло" на Европу.
В дальнейшем в результате закрытия воздушного пространства оказались буквально парализованы более 300 аэропортов по всей Европе. Вулканический пепел напугал и Россию, в российских аэропортах были задержаны или отменены сотни авиарейсов. Десятки тысяч людей, в том числе и россиян, "застряли" в аэропортах по всему миру.
Практически ежедневно облако вулканического пепла меняло направление движения и совершенно "не слушало" некоторых экспертов, которые успокаивали людей словами о том, что извержение продлится не долго.
Геофизик метеослужбы Исландии Сигурлауг Хьялтадоттир (Sigurlaug Hjaltadottir) 18 апреля сообщила РИА Новости, что предсказать продолжительность извержения ученые не могут.
"Последнее извержение на этом вулкане также происходило в кратере на его вершине. Оно началось в декабре 1821 года и продолжалось более года. Это извержение может продлиться недели и месяцы, а может закончиться за неделю. Мы не знаем", - поставила она точку.
Мир приготовился к затяжному "сражению" с вулканом и принялся подсчитывать убытки.
Подсчитали - прослезились
Убытки европейских туристических компаний от последствий извержения исландского вулкана оцениваются в 2,3 миллиарда долларов (1,727 миллиарда евро), а ежедневные потери составили около 400 миллионов долларов (300,4 миллиона евро). Об этом заявил генсек Всемирной туристской организации Талеб Рифаи (Taleb Rifai).
В свою очередь, генеральный директор Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA) Джованни Бизиньяни оценил потери авиакомпаний от извержения в 1,7 миллиарда долларов. По его данным, кризис охватил 29% мировой авиации, и ежедневно его заложниками становились 1,2 миллиона пассажиров.
В свою очередь, министр иностранных дел Франции Бернар Кушнер заявил, что Европа "не отреагировала должным образом" на "беспрецедентный" паралич системы воздушного сообщения.
Российский "Аэрофлот" за период закрытия воздушного пространства над Европой с 15 по 20 апреля, не выполнил в срок в общей сложности 362 рейса (185 в Москву и 177 из Москвы). Убытки авиакомпании составили миллионы долларов.
Облако и самолет
По мнению экспертов, вулканическое облако представляет непосредственную опасность для авиаперелетов. При попадании в него воздушного судна, в частности, значительно ухудшается видимость и радиосвязь, может нарушиться работа двигателей и бортовой электроники, считает заместитель директора Центрального аэрогидродинамического института (ЦАГИ) по динамике полета и системам управления летательными аппаратами Валерий Суханов.
Из-за образования стеклообразных рубашек на лопатках ротора двигателя и засорения отверстий, использующихся для подвода воздуха в различные части двигателя, последние могут вовсе отказать, сказал он.
С тем, что вулканический пепел опасен для самолетов и представляет серьезную угрозу для полета, согласен и капитан самолета Йорг Хандверг, пресс-секретарь немецкого профсоюза Vereinigung Cockpit (VC), объединяющего пилотов. Попадание твердых частиц пепельного облака на покрытие самолета может привести к тому, что через стекла кабины ничего не будет видно, сказал он.
Климат
Эксперты разошлись во мнениях относительно глобальных последствий извержения исландского вулкана.
Один из научных сотрудников лаборатории теории климата Института физики атмосферы имени Обухова РАН (ИФАРАН) заявил РИА Новости, что извержение не окажет на климат планеты серьезного влияния. Он напомнил, что извержение вулкана Пинатубо в 1991 году повлияло на средние температуры, однако тогда вулканический пепел попал в стратосферу.
Пепел же исландского вулкана попал в нижний слой атмосферы (тропосферу), он мешает авиации, но на климат никак не повлияет, считает ученый.
В свою очередь, руководитель климатической программы WWF России Алексей Кокорин полагает, что вулканическая деятельность в Исландии может притормозить рост глобальной температуры на пару лет. Возможен резкий скачок температуры: она "замирает" или даже снижается, а потом наверстывает упущенное, сказал он. При этом антропогенный рост концентрации углекислого газа в атмосфере не снизится, уверен Кокорин.
Возможно, извержение забросит немало аэрозолей и в верхние слои атмосферы, где они распределятся по всей планете и образуют своего рода "экран". Тогда средняя глобальная температура может уменьшиться на 0,2-0,3 градуса Цельсия, но не более, чем на два-три года, добавил глава программы WWF России.
Находчивые исландцы
Жители Исландии решили получить от извержения хоть какую-то пользу. Они начали собирать пепел вулкана Эйяфьятлайокудль и продавать его в Интернете в качестве сувенира, говорится на сайте Интернет-магазина Nammis.is, специализирующегося на продаже исландских товаров.
...
Читать дальше »